24 мрт

Человек подружился с огнем благодаря пожарам

США

До сих пор человек все еще является единственным представителем животного мира, который умеет целенаправленно разжигать огонь и пользоваться его благами как в плане обогрева, так и для приготовления пищи. Специалисты давно уже ведут нескончаемые споры о том, как произошло это открытие - благодаря Прометею (версия уфологов), горячей лаве извергающихся вулканов, которая поставляла дармовой шашлык из ящериц и всяких сусликов для тех, кто был наблюдателен и вовремя успел или вообще это счастливое стечение обстоятельств. Но коллектив антропологов из Университета Юты подошел к вопросу серьезно и провел собственное исследование.

Оказывается, научиться пользоваться огнем и получать его наших предков в прямом смысле заставили условия окружающей среды. Статья специалистов опубликована в издании Evolutionary Antropology. Исследователи виртуально воссоздали климат и геологические процессы, перекраивавшие Африку 2 - 3 миллиона лет назад. Они привлекли данные радиоизотопного анализа палеопочв континента. Этот метод основан на том, что деревья и травы накапливают углерод в процессе фотосинтеза несколько иначе, а потому по соотношению изотопов углерода в отложениях можно оценивать состав растительности в данной местности в конкретное время.

Итоги анализа для образцов из Эфиопии и Кении однозначно свидетельствовали, что 3,6 - 1,4 миллиона лет назад деревья здесь сменились легко возгорающимися травами. Специалисты считают, что это произошло из-за снижения концентрации углекислого газа в атмосфере планеты и установления более сухого климата. Появившиеся саванны не только подняли предков на ноги, но и стали часто гореть. С новым явлением в окружающей среде пришлось считаться и приспособиться к нему, постаравшись извлечь всевозможную выгоду для себя.

Выяснилось, что управляемый огонь дает тепло, а тепловая обработка делает пищу мягче и вкуснее, к тому же улучшая ее усвояемость. Это открыло новые возможности для эволюции. Исследователи отмечают, что даже современный человек подстраивается под природу, что уж говорить о предках, которые были ее непосредственной частью.

Вера Максимова, 24.03.2019 10:38