16 фев

Микробы и грибки доедают Мачу-Пикчу

Испания

Легендарный Мачу-Пикчу, древний город-крепость инков, вероятно исчезнет в ближайшие десятки лет. Его съедят бактерии и водоросли, удобно устроившиеся в гранитных монументах и скалах и поглощающие их минералы. Статья исследователей появилась в журнале Science of the Total Environment. Как поясняет химик из Университета страны Басков Гектор Мориллас (Hector Morillas), микроорганизмы пробираются внутрь камня по едва различимым трещинам. Устроившись там, они начинают в буквальном смысле поедать гранит, вытягивая из него минералы, из которых они получают энергию для жизни. Слои породы начинают разрушаться и камень рассыпается в буквальном смысле.

Археологи давно стали замечать, что постройки и монументы в древнем городе стали как-то менять свой облик и эти изменения уже были видны невооруженным взглядом. Специалисты заподозрили, что это работа микробов, целыми колониями обосновавшихся на поверхности сооружений и скал. Другие ученые, напротив, считали, что эти организмы создают поверхностную пленку, которая защищает гранит от воздействия окружающей среды - воды, эрозии. Чтобы выяснить, кто прав, исследователи, получив разрешение хранителей Мачу-Пикчу, взяли для анализа некоторые образцы и пробы с поверхности "Священного камня" и изучили их в лабораторных условиях.

Под микроскопом сразу стало ясно кто поселился в граните, как глубоко и насколько их жизнедеятельность угрожает горной породе. Исследователи обнаружили внутри камня лишайники, водоросли и цианобактерии, буквально питающиеся гранитом. Прогрызть породу им удалось достаточно глубоко - вплоть до 20 - 50 микрометров в глубину. Поедая отдельные слои, микроорганизмы расщепляют камень, разрушают его структуру и он рассыпается - угроза оказалась более чем реальной...

Специалисты проводят анализ состояния всех остальных каменных артефактов и скал в Мачу-Пикчу. Они должны разобраться, как остановить уничтожение древнего города - бесценного памятника культуры мировой цивилизации. А заодно и выяснить, не занесли ли эти микроорганизмы неудачные попытки реставрации некоторых объектов.

Вера Максимова, 16.02.2019 20:16