06 дек

Темная материя и энергия могут оказаться жидкостью с отрицательной массой

Великобритания

Современная теория Вселенной подразумевает вхождение в ее состав огромного количества (95%) необычной материи, которую астрофизики условно называют темной материей и темной энергией. Что это такое - никто не знает. Считается, что эти темные сущности никак не проявляют себя, кроме как в гравитации, из-за того, что не взаимодействуют с обычной материей. Все попытки обнаружить их заканчиваются ничем, хотя на их поиски брошены передовые средства и технологии. Тем не менее, их считают ответственными за ускоренное расширение Вселенной.

По-видимому, устав от такой неопределенности, ученые периодически предлагают свои видения выхода из сложившегося тупика. В этот раз смотреть на вещи проще предложил доктор Джейми Фарнс (Jamie Farnes) из Оксфордского университета. Его статья опубликована в журнале Astronomy and Astrophysics.

Доктор предлагает считать, что невидимая и неуловимая материя Вселенной представляет собой некую странную "жидкость", имеющую отрицательную массу. Это позволяет не делить ее на две ипостаси в виде темной материи и темной энергии и в то же время позволяет объяснить процессы, наблюдаемые во Вселенной. Идея не совсем нова - о возможном существовании материи с отрицательной массой говорил в свое время Альберт Эйнштейн. Правда, тогда наука не могла найти примеры, подтверждающие ее существование. Да и позднее, когда надо было объяснить ускоренное расширение Вселенной, идея материи с отрицательной массой не нашла поддержки, так как подразумевалось, что при этом плотность ее будет падать и она не сможет поддерживать ускорение.

Доктор Фарнс нашел изящное математическое решение этого казуса. Его модель подразумевает, что эта странная материя возникает постоянно и плотность ее сохраняется. Тогда гораздо проще можно описать поведение Вселенной. В настоящее время модель, предлагаемая доктором Фарнсом, как минимум, заслуживает пристального внимания. Исследователи собираются проверить ее при помощи радиотелескопа обсерватории SKA (Square Kilometre Array).

Вера Максимова, 06.12.2018 16:07