Категории в каталоге условные и созданы для общего ориентира, расширения кругозора или изучения определенной группы объектов (например праздники). Если Вы ищите что-то конкретное, то лучше воспользоваться поиском по происхождениям.


Топ происхождений

11 дек

Изображение растений потребовало математического мышления

Израиль

Самые первые систематические изображения растений, возраст которых составляет более 8 тысяч лет, обнаружены профессором Йосефом Гарфинкелем и Сарой Крулвич из Еврейского университета при изучении образцов керамики периода халафской культуры Северной Месопотамии (6200 – 5500 годов до нашей эры). Результаты анализа показали, что эти, по сути, еще охотники-собиратели из ранних земледельческих общин удивительно точно рисовали цветы, кустарники, ветви и деревья, демонстрируя наличие сложного представления о геометрии и арифметике в окружающей природе.

Рисунки первобытных художников в основном представляли людей и животных. Однако халафская керамика стала поворотным моментом, когда растительный мир стремительно ворвался в изобразительные мотивы людей. На 29 фрагментах керамики ученые описали сотни старательно воспроизведенных растительных мотивов. Одни из них были узнаваемыми реальными растениями, другие отражали полет фантазии автора, но во всех чувствовался намеренный выбор художника.

Люди будто впервые заметили красоту растений, которую было необходимо отразить в рисунке. Исследователи убеждены, что к этому их подтолкнула деревенская жизнь и открытие красоты симметрии. Но особенно авторов работы поразила точная числовая структура цветочных узоров в халафской культуре. Количество лепестков у цветов на чашах часто составляет геометрическую прогрессию: 4, 8, 16, 32 и даже есть композиции из 64. Исследователи не считают эти последовательности случайными и говорят об осознании красоты структурированного пространства еще до появления письменных чисел. Математические тексты появились в Шумере спустя тысячелетия, но халафская керамика доказывает существование более раннего, глубоко внутреннего математического ощущения, которое возникло из созерцания симметрии, комбинации и геометрической сбалансированности в живой природе.

На чашах видны цветы, лепестки которых тщательно сбалансированы, ботанически реально изображенные молодые деревца и кусты, закономерно расположенные ветви, высокие деревья в композиции с архитектурными сооружениями. И при всем при этом ни на одном из рисунков нет съедобных культур. Это может указывать на чисто эстетическую предназначенность изображений, а не ритуальную или сельскохозяйственную. Цветы вызывают положительную эмоциональную реакцию, а потому притягивают внимание. Исследование опубликовано в Journal of World Prehistory.

Вера Максимова, 11.12.2025 15:17


Нет комментариев


Оставить комментарий

регистрация | авторизация