23 сен

Белые медведи приобрели свои особенности недавно

Дания

Молекулярные экологи из Копенгагенского университета обнаружили, что уникальные особенности, отличающие белых медведей, развились гораздо позднее, чем было принято считать - всего 70 тысяч лет назад. Эти особенности дали возможность животным выживать в жестких условиях Севера. Результаты исследования опубликованы в журнале BMC Genomics. В исследовании специалисты изучили геномы более сотни белых медведей, стольких же бурых медведей и пары ископаемых белых медведей, с целью узнать больше о времени, на протяжение которого могли появиться такие особенности, как белый мех и ограниченное меню из жира и мяса морских млекопитающих.

До этого более ранние исследования показали, что белые медведи тесно связаны с бурыми медведями, но не было понятно, когда эти виды разошлись. В новой работе исследователи из Дании хотели выяснить это обстоятельство. Интересно, что мех белого и бурого медведей различаются не только цветом. У бурых медведей мех однослойный, у белых медведей мех состоит из двух слоев - подшерсток из пушистого меха, сохраняющий тепло, и верхний слой, который помогает им оставаться сухими. У белых медведей, очевидно, произошли изменения и в метаболизме - они приобрели способность есть мясо, содержащее много жира. Бурые медведи так питаться не способны - такая богатая липидами пища вызвала бы у них болезни сердца и они бы быстро закончились.

Команда исследователей проанализировала геномы обоих видов медведей, обратив особое внимание на гены, отвечающие за тип и цвет меха, а также за работу сердечно-сосудистой системы. Сравнив геномы 119 белых медведей, 135 бурых медведей и двух ископаемых белых медведей, специалисты выявили существенные различия, которые возникли около 70 тысяч лет назад. Это дает основания предположить, что белые медведи получили свои уникальные характеристики гораздо позже, чем считалось до этого.

Вместе с тем, исследователи обнаружили семь генов, ответственных за полярную адаптацию. Из них четыре были фиксированными аллелями у белых медведей. Результаты анализа также показали, что расхождение признаков происходило более постепенно, чем ожидалось. Ученые полагают, что различия в генах, связанные с адаптациями белых медведей, могли начаться у медведей, живших в конце последнего ледникового периода.

Вера Максимова, 23.09.2024 11:41