28 авг

По созвездию Персея бродят шесть неприкаянных планет

Европа

Телескоп Джеймс Уэбб помог обнаружить шесть блуждающих космических объектов, которые двигались в межзвездном пространстве. По своим размерам они вполне могут быть гигантскими планетами. Европейские исследователи наблюдали за туманностью NGC 1333 в созвездии Персея, чтобы понять закономерности процесса образования звезд. Принято считать, что звезда формируется из сгустка в плотном облаке пыли и газа. Под действием силы тяжести оно сжимается и набирает все больше массы. В конце концов давление и нагрев приводят к запуску водородного синтеза - звезда загорается.

Производство это безотходное и из вещества, которое остается еще в диске, формируются планеты. Частицы пыли прилипают друг к другу под воздействием статического электричества, космическое тело постепенно растет, разделяются ядро и мантия. Было интересно выяснить, чем отличаются процессы образования звезды и планеты. И орбитальный телескоп Джеймс Уэбб был бы в этом незаменимым помощником - он позволяет рассмотреть самые тусклые объекты в молодом звездном скоплении.

Тут-то и оказалось, что те свободно движущиеся объекты, которые ученые считали звездами, на самом деле скорее всего являются гигантскими экзопланетами. И в нашей галактике Млечный Путь таких объектов полным-полно. По предварительным оценкам, миллиарды. Они каким-то образом преодолели гравитацию своих звезд и теперь путешествуют по галактике самостоятельно.

Исследователи предполагают, что некоторые такие планеты начинают свое развитие подобно звездам. У шести зафиксированных ими объектов масса в пять - десять раз превышала массу Юпитера. Они могли образоваться в результате гравитационного коллапса, как и звезды. Но набранной массы не хватило для начала термоядерного синтеза и они так и остались планетами-переростками. Интересно, что вокруг них имеются небольшие газопылевые диски из материи, из вещества которых могли бы сформироваться более мелкие собственные планеты. Статья исследователей опубликована в издании Astronomical Journal.

Вера Максимова, 28.08.2024 16:44