Категории в каталоге условные и созданы для общего ориентира, расширения кругозора или изучения определенной группы объектов (например праздники). Если Вы ищите что-то конкретное, то лучше воспользоваться поиском по происхождениям.


Топ происхождений

04 авг

Творения великих художников не всегда безопасны

Нидерланды, Бельгия, Германия

Всемирно известный шедевр Рембрандта "Ночной дозор" продолжает оставаться в центре внимания ученых. Картина известнейшая, со своей непростой историей и судьбой. Она была закончена в 1642 году. Особое внимание искусствоведов она привлекала игрой света и теней и необычайно богатой палитрой цветов, особенно знаменитым золотистым оттенком. В прошлом году исследователи из Нидерландов, Бельгии и Германии обнаружили, что холст картины обработан составом, содержащим свинец, что было совершенно нетипично для художников того времени. Хотя возможно, вещество попало на картину при реставрации, которых было достаточно много. В этот раз открытие стало еще более ошеломительным - один из изображенных на полотне персонажей написан ядом. В самом прямом смысле - написан краской, содержащей мышьяк.

Начнем с того, что изначально картина называлась "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга". Последний как раз и стал фигурантом нового исследования. Вернее его изображение - в центре картины справа. Видите этот золотистый костюм на лейтенанте Виллеме ван Рёйтенбюрге? Такой безупречно яркий и насыщенный цвет ему придает краска на основе реальгара - соединения мышьяка и серы. И да, реальгар невероятно ядовит. Рецепт прост, как пять копеек, а результат - превосходный цвет: десять частей чистого мышьяка на одну часть серы - это желтая краска, пять частей - оранжево-красная.

Нет, великий мастер не собирался никого травить и, видимо, даже не подозревал о побочном эффекте сияющего цвета. Художники Золотого века не всегда сами заморачивались изготовлением красок. Можно было просто купить в ближайшей лавке алхимика/аптекаря - философский камень они искали для души, но надо же и на хлеб с маслом как-то зарабатывать. Гипотеза о том, что Рембрандт просто пошел в лавку и купил дорогую краску, которая как нельзя лучше соответствовала его замыслу, подтвердилась, когда такой же состав обнаружили в красках другого мастера того же времени - художника Виллема Кальфа. Ядовитым оказался "Натюрморт с серебряным кувшином и фарфоровой чашей", написанный лет эдак на 15 позже. Оба художника жили в Амстердаме и, вероятно, покупали краску в одной лавке. Исследование опубликовано в Heritage Science.

Вера Максимова, 04.08.2024 19:07


Нет комментариев


Оставить комментарий

регистрация | авторизация