21 мая

Динозавры становились оперенными постепенно

Шотландия

Впервые окаменелость пситтакозавра обнаружили в 1922 году. Этот вид, возникнув в раннем меловом периоде между 135 и 120 миллионами лет назад, жил как раз в то интересное время, когда динозавры стали превращаться в птиц. Было принято считать, что у пситтакозавра был оперенным только хвост. Однако новое исследование неожиданно показало, что животное имело смешанный тип кожи - участки с тонкой кожей, как у птиц, сменялись участками, где кожа была чешуйчатой. Статья исследователей опубликована в издании Nature Communications.

Наличие кожи на окаменелости невооруженным глазом было не видно, но с помощью ультрафиолетового света исследователи смогли разглядеть пятна на образце пситтакозавра. Это оказалась кожа. В ультрафиолетовом свете она выделялась ярко-оранжевым свечением. Использование рентгеновских лучей и инфракрасного света позволило рассмотреть более мелкие нюансы, в частности детали сохранившейся клеточной структуры кожи. Как пояснил палеонтолог Университетского колледжа Корка доктор Цзысяо Ян, окаменелость, подаренная Нанкинскому университету в 2021 году, оказалась бесценной. Более мягкая кожа, как у современных птиц, очевидно, была на тех участках, где у пситтакозавра были перья, а открытые участки были покрыты чешуей.

Исследователей удивил химический состав ископаемой кожи. Она состояла из кремнезема - подобно стеклу. Ничего похожего до сих пор не находили. Исследователи полагают, что еще много окаменелостей со скрытыми мягкими тканями ждут своего часа и готовы раскрыть ученым новые любопытные данные о давно исчезнувших животных. По словам специалистов, их открытие доказывает, что птичья кожа появлялась постепенно, только на отдельных участках тела динозавров, там, где присутствовали перья, в то время как остальная часть тела оставалась чешуйчатой, напоминая кожу рептилии. Развитие специализированной кожи должно было помогать лучшей защите от травм, обезвоживания и паразитов. Это первая в таком роде окаменелость, которая дает представление об эволюции от чешуи к перьям.

Вера Максимова, 21.05.2024 21:19