16 янв

Тейю придется отменить

Европа

Команда европейских исследователей детально изучила метеорит, упавший в 2017 году на Аравийский полуостров. Прилетел он с Луны. К немалому удивлению исследователей, в породах древней лунной коры они обнаружили следы апатитов. При этом, содержание воды и легкого изотопа водорода в образце было больше, чем в том, что в свое время представила экспедиция "Аполлонов". Статья ученых опубликована в Nature Astronomy.

Дискуссии о происхождении Луны идут достаточно долго. Версий и гипотез здесь предостаточно. Однако в последнее время все более-менее согласились с гипотезой мегаимпактного происхождения естественного спутника нашей планеты и вероятного столкновения Земли с гипотетической планетой Тейей. Гипотеза предполагала полное расплавление поверхности молодой Земли и выброс части материала в космос, из чего и образовалась Луна. Все это дело остывало потом десятки миллионов лет. Ясно, что воды в расплаве пород не могло сохраниться - совсем. Так то оно так, но есть много вопросов... Факт состоит в том, что у геологов нет подтверждения, что Земля была когда-либо покрыта океаном магмы. Да и в породах Луны содержится слишком много легких изотопов, которые не могли бы там остаться, имей место в ее истории фаза горячего расплава.

В новой работе исследователи делают вывод, что полученные ними данные могут быть объяснены только мультиимпактной теорией происхождения спутника. Согласно ей, столкновений было много, хотя и не столь масштабных. Многочисленные астероиды, падающие на молодую планету, выбивали с ее поверхности крупные куски вещества, которые оказывались на орбите, где постепенно и собирались в новое космическое тело. Это хорошо объясняет и практически одинаковый изотопный состав Земли и Луны, и присутствие апатитов. В таком случае поверхности тел не были расплавлены, что обрадовало геологов.

Исходя из мультиимпактной теории, на Луне должно быть немало воды. Особенно в приполярных областях. В том числе в грунте, вроде нашей вечной мерзлоты, а не только в кратерах. Самое удивительное то, что авторы работы признаются, что самим-то им больше по душе история с Тейей. Но воду на Луне все же советуют поискать.

Вера Максимова, 16.01.2024 17:19