16 ноя

Мегафауна не давала появиться лесам в Европе

Дания

Новое исследование специалистов из Орхусского университета опровергло господствовавшее в научных кругах представление о том, что до появления людей Европа была покрыта густыми лесами. В их исчезновении, как обычно, винили человека. Мол, понаехали, вырубили, сожгли, распахали. Однако по результатам работы оказалось, что как минимум половина территории Европы не была занята лесами. Статья исследователей опубликована в журнале Science Advances. Они изучили древнюю пыльцу, которая сохранилась в местах проведения археологических работ в слоях, соответствующих возрасту 100 тысяч лет.

Анализ показал, что три четверти территории Европы в то время было занято кустарником и травами. Среди прочих, ученые выявили большое количество пыльцы лещины. Этот кустарник растет на открытых местах и практически никогда - в лесу. Растительность Европы была более разнообразной, чем принято считать. Это можно объяснить присутствием мегафауны - на открытых просторах степей и саванн паслись крупные травоядные вроде слонов, зубров, лошадей, носорогов. Им для питания необходимо большое количество растений, в то же время они сдерживают распространение деревьев, съедая и вытаптывая молодую поросль.

Известно, что в отличие от густых лесов, открытые пространства саванн и степей обладают большим биоразнообразием. И крупные травоядные поддерживают такой ландшафт, который удивительным образом самовоспроизводится, значительно увеличивая зеленую биомассу, необходимую им. В этом плане весьма интересен эксперимент, который проводится в заказнике Плейстоценовый парк в Якутии, ведущим автором которого является Зимов Сергей Афанасьевич. Вместе с отцом над проектом работает и его сын. Зимов Никита Сергеевич - директор Парка.

Авторы работы отмечают, что важность сохранения мегафауны трудно переоценить. Без крупных травоядных территории быстро покрываются густыми лесами, в которых биоразнообразие уменьшается. К примеру, в таких условиях не могут существовать многие виды растений и бабочек. Один из предлагаемых исследователями выводов - вернуть крупных животных в экосистему. Это именно то, целесообразность чего доказывают своей работой отец и сын Зимовы.

Вера Максимова, 16.11.2023 14:18