30 окт

Внеземной разум пока прячется

Швеция

Астрофизики из проекта Trinity and the Breakthrough Listen и космической обсерватории Онсала в Швеции представили первый отчет о проделанной работе - сканировании звездных систем. Целью его был поиск технических сигналов, которые, в принципе, могли бы исходить от далеких планет. Результаты работы опубликованы в The Astronomical Journal. Среди специалистов бытует мнение, что поиск сигналов искусственного происхождения может упростить поиск разумной жизни во Вселенной. Ученые использовали ирландский телескоп LOFAR и такой же инструмент, находящийся в шведском городе Онсале. Рабочую группу возглавил профессор Эван Кин, доцент радиоастрономии в Трините-колледже Дублина.

На сегодняшний день исследователи провели сканирование более полутора миллионов звездных систем. Их выбирали из обзоров космических телескопов Gaia и TESS. Тем не менее, обнаружить подходящие сигналы пока не смогли. Как пояснил профессор Кин, несмотря на кажущуюся несерьезность подобных поисков, у ученых есть основания считать, что мы не одни во Вселенной. В проекте, в рамках которого ведутся поиски, принято за основу, что другие космические цивилизации могут использовать такие же технологии, до которых додумались и мы.

На Земле мы активно используем телекоммуникации, а потому было бы вполне логично поискать собратьев по разуму на радиочастотах. Профессор считает, что исследователи получили широкий доступ во Вселенную благодаря сканированию и возможности получения данных от новейших радиотелескопов. Его соавтор доктор Оуэн Джонсон заявил, что особенно интересно то, что телескопы наводятся на заранее отобранные наиболее перспективные участки Вселенной, где вероятность услышать разговоры космических соседей особенно велика.

Сеть телескопов LOFAR собираются обновить и модернизировать по всей Европе. Что расширит возможности поиска, распространив его на частоты 15 - 240 Мегагерц. Предполагается, что данные сканирования миллиардов звездных систем будут обрабатываться при помощи методов машинного обучения.

Вера Максимова, 30.10.2023 16:01