09 мая

Лицо мы позаимствовали у неандертальцев и денисовцев

Китай, Латинская Америка

Жившие на одном интервале времени разные человечества - неандертальцы, денисовцы и сапиенсы - не могли не оказывать влияния друг на друга, обмениваясь умениями, знаниями и генами. В наших геномах хранятся цепочки ДНК родственных видов, доставшихся нам с тех самых древних времен. И раз они сохраняются, значит от них была и есть польза. Специалисты из международной группы ученых из Китая, Великобритании, Франции, Аргентины, Чили, Перу, Колумбии, Мексики, Германии и Бразилии провели анализ того, какие приобретенные нами гены могли оказать влияние на вид наших лиц и открыли удивительные данные. Авторами работы являются доктор Цин Ли (Университет Фудань) и профессор Андрес Руис-Линарес (Университет Фудань, UCL Genetics, Evolution & Environment и Университет Экс-Марселя).

Особенностью данного исследования было то, что в нем участвовали не только европейцы, как в более ранних работах, а представители Латинской Америки. Всего участвовало около шести тысяч человек - смешанного европейского, африканского и индейского происхождения. Они были уроженцами Бразилии, Колумбии, Чили, Мексики и Перу. Результаты позволили расширить выводы на большее количество людей. Ученые провели сравнительный анализ, сопоставляя генетическую информацию с особенностями лиц на фотографиях.

Внимание обращали на расстояние между отдельными особыми точками на лицах - такими как кончик носа или края губ, чтобы проследить, как различные генетические варианты задают особенности строения лица. Выводы ученых изложены в статье, опубликованной в журнале Communications Biology. В ходе исследования выяснилось, что у людей индейского происхождения и у тех, предки которых были из Восточной Азии, ген ATF3, полученный от неандертальцев, делал нос выше и тоньше и это отбиралось естественным отбором.

Поскольку параметры носа влияют на температуру и влажность воздуха, которым мы дышим, гены неандертальцев, изменив форму носа сапиенсов, вышедших из жаркой Африки в прохладную Европу, оказались полезны, а потому закреплялись в ДНК. Несколько ранее эти же специалисты выяснили, что форма губ досталась нам от денисовцев.

Вера Максимова, 09.05.2023 16:03