27 апр

Астероид Чиксулуб не был причиной гибели динозавров

Нидерланды

Шестьдесят пять миллионов лет назад, весной, астероид диаметром десять километров врезался в Землю в районе полуострова Юкатан в Чили. Долгое время считалось, что именно этот импакт вызвал длительное похолодание, подобное ядерной зиме, солнечный свет не пробивался к поверхности из-за облаков пыли и газов в результате чего с лица планеты напрочь исчезли динозавры. В определенной степени расчистив экологические ниши для наших предков-млекопитающих. Однако теперь выясняется, что динозавры, конечно, вымерли и вообще исчезли 75% видов, но вот как это произошло - большой вопрос. Геологи обнаружили, что никакой длительной зимы не было.

По словам ведущего автора исследования геолога Лорены О’Коннора из Утрехтского университета в Нидерландах, специалисты не обнаружили длительного периода похолодания, которое бы длилось тысячу и более лет. Ученые изучили бактерии в образцах угля, которые окаменели до, во время удара Чиксулуб и после него. В зависимости от температуры бактерии изменяют толщину своих клеточных стенок, как образно сравнила О'Коннор, "как будто надевают или снимают одеяло". По "показаниям" древних бактерий, спустя тысячу лет после падения астероида наблюдалась обратная тенденция - потепление, продолжавшееся около 5 тысяч лет, после чего все пришло в норму.

Потепление могло быть следствием выбросов углерода вулканами. Впрочем, поднятие пыли в атмосферу из-за удара астероида могло спровоцировать погружение планеты во тьму. Но не более чем на 10 лет, а скорее всего и вообще на несколько месяцев, что конечно бы сильно проредило виды растений и у травоядных динозавров настали бы тяжелые времена. Однако похолодания это не вызвало. Недостаток пищи в конце концов настиг бы и хищных ящеров. Но никаких сотен лет холода и тьмы, определенно, не последовало.

Как отмечают геологи, Земля показала способность быстро восстанавливаться после климатического изменения, хотя и с массовым вымиранием. Теперь исследователи планируют изучить образцы угля, окаменевшего за тысячу лет до падения астероида, чтобы посмотреть, что было с климатом до этого события. Статья опубликована в журнале Geology.

Вера Максимова, 27.04.2023 17:37