20 фев

Черные дыры могут быть источником темной энергии

США, Британия

Группа исследователей из разных стран, в том числе физики из Имперского колледжа Лондона и STFC RAL Space, возглавляемая Гавайским университетом, выдвинули предположение о том, что черные дыры могут быть источниками темной энергии. Ну как бы - больше некому. Они связали сверхмассивные чёрные дыры, находящиеся в центрах большей части галактик, с расширением Вселенной. Статья исследователей появилась в The Astrophysical Journal и The Astrophysical Journal Letters.

В конце прошлого века выяснилось, что Вселенная расширяется с ускорением, несмотря на то, что силы гравитации должны были этому препятствовать. Значит, существует нечто, противодействующее гравитации. Не мудрствуя лукаво, предложили считать это неведомое темной энергией, попутно рассчитав, что на ее долю приходится 70% Вселенной, надеясь по ходу дела разобраться с этим попозже. Интересно, что аналогичную ей константу ввел в свои уравнения Эйнштейн, чтобы Вселенная не схлопнулась от гравитации. С тех пор и повелось. Гипотезы есть, подтверждений нет.

Хотя в данном случае исследователи уверены в обратном. Оптимизм их основан на том факте, что масса черных дыр в центрах старых галактик во много раз превышает расчетную, иногда до двух десятков раз. Но если в молодых галактиках черные монстры поглощают звезды и газопылевые облака, то потом им должно быть уже и нечем подпитываться. Получается, есть еще что-то, что дает возможность черным дырам набирать и дальше такую большую массу. Исследователи считают, что это энергия вакуума. Согласно их предположению, темная энергия рождается внутри черных дыр при сильном сжатии обычной материи.

Однако с таким стремительным выводом согласны не все. По мнению Витора Кардосо, профессора физики в Институте Нильса Бора в Копенгагене, представленные выводы не слишком убедительны, мягко говоря. "Существует целый ряд контраргументов и фактов, в которых необходимо разобраться, если авторы хотят, чтобы их гипотеза просуществовала больше нескольких месяцев. Скорее всего, существуют более приземлённые объяснения. Исследуемая в этой работе связь между массой чёрной дыры и скоростью расширения Вселенной несколько наивна… и не опирается на фундаментальные физические принципы".

Вера Максимова, 20.02.2023 16:51