28 янв

Древние млекопитающие торопились жить

Великобритания, Канада, США

Изучая химический состав зубов пантолямбды, достаточно крупного млекопитающего, жившего 62 миллиона лет назад, группа исследователей определила основные этапы его жизни. Удивительно, но жили они стремительно. Животное долго вынашивало детеныша, который потом быстро становился взрослым, немного жил и умирал. Специалисты предполагают, что небольшое время жизни позволило млекопитающим быстро эволюционировать после исчезновения динозавров и, дав целый куст разнообразных видов различных размеров и форм, занять все освободившиеся экологические ниши. Статья ученых опубликована в Nature.

Пантолямбда (Pantolambda bathmodon), с зубами которой работали исследователи, жила на территории Северной Америки. Это было что-то вроде кошки, размером с крупную собаку, но при этом травоядное. Тончайшие срезы зубов ископаемого животного и применение современных методик позволили разбить его жизнь на отдельные этапы, иногда длящиеся несколько дней. А химический состав мог рассказать об изменениях, происходящих в жизни пантолямбды.

Так, рождение отмечено высоким содержанием цинка, а увеличение содержания бария происходит в эмали зубов во время вскармливания детеныша молоком матери. Теперь о жизни вымершей пантолямбды ученые знали больше, чем о некоторых современных животных. Выяснилось, что они вынашивали детеныша около семи месяцев, малыш появлялся на свет хорошо сформированным, с зубами и в единичном экземпляре. Длительность периода внутриутробного развития характерна для плацентарных млекопитающих. Молоком его кормили пару месяцев и через год детеныш уже становился полноценным взрослым. К удивлению специалистов, большая часть изученных ими пантолямбд дожили всего до четырех лет. А самые старые - до одиннадцати.

Если принимать во внимание их размеры - животные жили вдвое меньше, чем могли бы. С другой стороны возможно, что эта стратегия быстрой смены поколений была полезна для вида, так как позволяла эволюционировать высокими темпами, приобретая необходимые изменения. Маленькие существа размером с мышь, какими млекопитающие были в конце эры динозавров, сумели, используя ускорение темпов жизни отдельных представителей, добиться огромного видового разнообразия, которое позволило им занять все экологические места.

Вера Максимова, 28.01.2023 16:49