15 ноя

Рыбу запекали еще 780 тысяч лет назад

Израиль

Считается, что начало использования огня для приготовления пищи стало значительным шагом в эволюции человека. Это оказало влияние на физическое развитие, в том числе мозга, и дальнейшую социализацию. Интересным был вопрос, когда зародилась кулинария? Специалисты обнаружили, что применять огонь на стоянках стали еще 1,7 миллиона лет назад и делали это Homo erectus. Но обнаружение угольков кострищ или обгорелых костей в очагах еще не означало, что тут готовили еду. У костра могли просто греться, а кости бросать в костер после того, как было съедено мясо.

Есть данные о том, что пищу готовили 170 тысяч лет назад неандертальцы и ранние сапиенсы. Сложность заключалась в том, чтобы доказать, что действие огня контролировали в определенных пределах температуры. Найти такие свидетельства непросто. Древние охотники срезали мясо с костей добычи. А дальше даже если его и жарили, то археологи кусочки шашлыка пока не находили. В данном случае ученым просто улыбнулась удача.

Участок Гешер-Бенот Яаков (Галилея, Израиль) археологи облюбовали еще в 1981 году. Расположен он на берегу реки Иордан. Раскопки открыли здесь стоянку Hovo erectus, некоторые считают, что и Homo ergaster тоже. На участке обнаружены следы очагов, микролитические ашельские орудия. По оценкам специалистов, стоянке 780 тысяч лет. А еще тут нашли тысячи костей рыбы и остатков водных беспозвоночных. Конечно, то, что все лежало у очага, вовсе не указывает, что рыбу готовили на костре. Все можно было съесть и так, а кости, чтоб не валялись под ногами, выбросить в костер. Исследователи изучили находки и получили интересные результаты.

Найденные кости оказались глоточными зубами. Древние гоминины предпочитали два вида карповых - Luciobarbus longiceps и Carasobarbus canis. Анализ методом рентгеновской порошковой дифракции показал, что их ели запечеными - тепловое воздействие на косточки не превышало 500 градусов. Рыбные остатки равномерно распределены по слоям, а значит она была повседневным, а не сезонным, блюдом. Тем более, что кроме реки неподалеку было исчезнувшее теперь озеро. Статья исследователей опубликована в журнале Nature Ecology and Evolution.

Вера Максимова, 15.11.2022 19:04