24 сен

Метеорит Караванное оказался обломком уникального астероида

Россия

Специалисты из Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского (ГЕОХИ) Российской академии наук вместе с российскими и зарубежными коллегами предположили, что метеорит Караванное, упавший в 2010 году может быть осколком астероида из ранней Солнечной системы, образовавшегося из протопланетного облака подобно планетам земной группы. Он относится к так называемым палласитам группы "eagle station" (ES), к которой принадлежат всего пять из почти 70 тысяч известных сегодня метеоритов. Они состоят из металлического никелистого железа и оливина. Эти вещества образовались в ранней Солнечной системе в астероидах 4,5 миллиарда лет назад, которые собирались из пыли в протопланетном диске вокруг Солнца.

В дальнейшем такие астероиды плавились из-за распада радиоактивных элементов, образуя металлическое ядро и силикатную кору, подобно Земле и планетам земной группы. По словам научного сотрудника лаборатории метеоритики и космохимии ГЕОХИ РАН Светланы Тепляковой, компьютерное моделирование показало, что палласиты группы ES формировались внутри астероида, диаметр которого составлял всего 200 километров. Что удивительно, тот астероид, осколок которого попал в руки ученых, расплавился не полностью и кроме ядра и мантии у него сохранилась не расплавившаяся корка.

А дальше начались его приключения. Когда мантия астероида затвердела, а ядро все еще оставалось жидким, он столкнулся с каким-то своим собратом. В результате по мантии пошли трещины, сквозь которые выступил металлический расплав ядра. Остывая, он смешивался с оливином мантии и образовывал палласиты. Но потом случилось еще более мощное столкновение с каким-то космическим объектом, в результате чего наш астероид окончательно разрушился и его обломки носятся в космосе, иногда выпадая на нашу планету.

Исследователи считают, что их работа может объяснить одну интересную особенность палласитов - многообразный химический состав оливина, содержащего множество вариантов составов металла. Работа опубликована в журнале Meteoritics & Planetary Science.

Вера Максимова, 24.09.2022 18:45