16 авг

Уточнено биоразнообразие Эвереста

США

Совсем недавно ученые научились получать экологическую ДНК, собирая ее буквально из окружающей среды. И с энтузиазмом стали проверять все подряд. Собрали ДНК в озере Лох-Несс, в Денисовой пещере. Чудовища в озере, правда, не нашли, а в пещере опознали всех, кто там когда-либо жил. Теперь вот группа исследователей из Общества охраны дикой природы (WCS) и Аппалачского государственного университета (США) использовала экологическую ДНК, чтобы разобраться с биологическими следами организмов на Эвересте. Полученные результаты опубликовали в издании iScience.

На Эвересте исследователи намеревались определить биоразнообразие на уровне отрядов, но смогли установить род и даже вид. Как, например, редкого тибетского улара - один из видов индейки. Специалисты четыре недели собирали пробы из десяти водоемов на высоте от четырех с половиной до пяти с половиной тысяч метров. Это были области альпийской зоны, там, где уже нет деревьев, а только альпийские луга и кустарники, а так же так называемую эоловую зону, где нет и трав - только голые скалы, пограничные районы биосферы.

В итоге в двадцати литрах воды обнаружили ДНК организмов, относящихся к почти двумстам таксономическим отрядам, что составляет чуть больше шестнадцати процентов, или шестую часть от общего числа известных отрядов на Земле. Неожиданным сюрпризом оказалось обнаружение ДНК домашних собак и кур, которым тут, казалось бы, совершенно нечего делать. Исследователи отнесли эту находку к доказательствам сильного антропогенного воздействия на окружающую среду. А еще присутствует ДНК сосен, растущих вообще-то внизу. Очевидно, к вершине воздушными потоками были подняты облака ее пыльцы.

Теперь подобные исследования будут проводить систематически, чтобы понять, как меняется экосистема Эвереста. По словам доктора Трейси Сеймона из Программы зоологического здоровья WCS, считалось, что в условиях высокогорья экосистема скудна и ограничена в плане разнообразия видов. Оказалось, что все иначе и она неожиданно вполне себе богата организмами и разнообразна.

Вера Максимова, 16.08.2022 16:27