20 июл

Родиной пингвинов была Зеландия

Дания

Коллектив генетиков, возглавляемый Терезой Коул из Копенгагенского университета (Дания), разработал самую детальную на текущий момент историю эволюции пингвинов - как ископаемых, так и современных. Исследователи расшифровали и сравнили геномы 27 существующих и недавно вымерших видов этих птиц, а так же проанализировали строение 47 давно исчезнувших видов пингвинов. В результате удалось получить доказательства того, что все они, доисторические и современные, родом из Зеландии.

В последнее время коллекция остатков ископаемых пингвинов у палеонтологов заметно пополнилась. Оказалось, что ранние из них были непривычно крупными. Так пингвины кайруку и кумиману были ростом 1,3 метра и 1,8 метра и имели массу примерно 60–100 килограммов. Первые обитали на исчезнувшем материке Зеландии 27, а вторые - 59 миллионов лет назад. По ходу дела исследователи обнаружили, что способность летать предки пингвинов потеряли 60 миллионов лет назад и стали жить в воде. Тогда они обитали на островках, которые потом стали Зеландией.

А около 50 миллионов лет назад первые пингвины появляются в Южной Америке и Антарктике. Вероятно, этому способствовало появление пролива Дрейка и начало работы Антарктического циркумполярного течения. А вот общий предок этих птичек появился позднее, всего 14 миллионов лет назад, в то время как считалось, что произошло это на 10 миллионов лет раньше. Неожиданно оказалось, что пингвины и их родственники были самыми медлительными по скорости эволюционных процессов.

Результаты исследования опубликованы в издании Nature Communications. В статье указано, что причиной столь неспешной эволюции могло быть стабильное состояние окружающей среды и климатических условий. К чему что-то менять, если пингвины живут в тех же экологических и климатических условиях последние 10 миллионов лет и у них все нормально? Их все устраивает. Однако это вовсе не означает, что так же стабильно будет все и в дальнейшем. А если нет, то птицам придется тяжело и успеют ли они вовремя перестроиться и адаптироваться к переменам - большой вопрос...