11 июн

В нашей Галактике нашлась редкая звезда

Япония

На расстоянии примерно трех десятков тысяч световых лет от Солнечной системы в нашей галактике Млечный Путь специалисты из Японии обнаружили очень необычную звезду. Об этом исследователи сообщили в статье, опубликованной в научном издании Science Alert. Звездному объекту присвоили научное наименование MAXI J1816-195. Таких странных объектов ученым в общей сложности известно меньше двух десятков. Речь идет об аккрецирующем миллисекундном рентгеновском пульсаре. Его излучение первым заметил прибор Японского космического агенства Monitor of All-sky X-ray Image (MAXI), который установлен на внешней поверхности Международной космической станции. В ходе последующих наблюдений выяснилось, что источник этого излучения находится между созвездиями Стрельца, Щита и Змеи.

Изучение объекта показало, что он пульсирует с частотой немного более пятисот Герц, а значит совершает столько же и оборотов в секунду. Только представьте - пятьсот оборотов за одну секунду! Попробуйте сами! Пульсары являются сжавшимися после взрыва сверхновой остатками массивных звезд. Они имеют компактные размеры, но совершенно невообразимую плотность. Миллисекундные пульсары обычно получают энергию за счет огромной скорости вращения. Но MAXI J1816-195 и в этом оригинален - он подпитывается за счет аккреции - подъедая расположенную рядом другую звезду.

Чужое вещество нейтронная звезда всасывает через эдакую коктейльную трубочку, образованную его собственными магнитными линиями и радостно вспыхивает рентгеновскими лучами, когда эта материя попадает на ее поверхность в районе полюсов. Эти вспышки и позволили исследователям зафиксировать "хищный" пульсар, поглощающий звезду-соседку.

Исследователи пришли к выводу, что всплеск рентгеновского излучения, отмеченный их оборудованием, скорее всего, связан с термоядерным сгоранием вещества звезды-соседки. Специалисты намерены продолжить наблюдения и постараться получить как можно больше информации о природе и повадках редкого звездного объекта.

Вера Максимова, 11.06.2022 16:35