31 мая

Открыт новый тип магнетаров

ЕКА

Различные типы нейтронных звезд, по сути, являются сверхплотными остатками крупных звезд, исчерпавших свой запас ядерного топлива. В конце своей жизни они взрываются, как сверхновые, а оставшееся вещество сжимается в шар небольших размеров. Из-за высокого давления внутри такого остатка происходит ряд реакций, в которых электроны взаимодействуют с протонами, и получается такой шар из нейтронов. В настоящее время нам известно порядка трех тысяч таких объектов. В издании Nature Astronomy была опубликована статья, в которой международная группа исследователей из Европейского космического агентства сообщает, что ними была открыта нейтронная звезда неизвестного ранее типа. Об этом же сообщает пресс-служба Радиоастрономического института общества Макса Планка (Германия).

Исследователи натолкнулись на новый объект случайно, наблюдая звездную систему Vela X-1 при помощи радиотелескопа MeerKAT. Был зафиксирован источник радиоволн, который находился в созвездии Паруса на расстоянии полутора тысяч световых лет от Земли. Наблюдение показало, что это пульсар. Он излучал электромагнитные волны неспешно, один раз примерно в семьдесят шесть секунд. Интересному объекту присвоили название PSR J0901-4046.

Как разъясняет профессор Манчестерского университета (Великобритания) Бен Стапперс, радиовспышки этого пульсара не такие, как у остальных нейтронных звезд. Он выдает по меньшей мере семь различных типов сигналов, некоторые из которых имеют сильную периодическую структуру. Скорее всего, это может быть связано с сейсмическими колебаниями верхнего слоя звезды. Дальнейшее наблюдение за PSR J0901-4046 даст возможность разобраться в его природе. Исследователи считают, что низкая частота вспышек может указывать на то, что PSR J0901-4046 относится к новому, ранее не встречавшемуся классу магнетаров - нейтронных звезд, магнитное поле которых является самым сильным во Вселенной. Теоретически их существование было предсказано в 1992 году, а открытие первого объекта произошло в 1998 году.

Вера Максимова, 31.05.2022 20:14