18 апр

Найден очередной предок четвероногих

Шотландия, Англия

В Шотландии, в известняках Ист-Кирктон (East Kirkton), палеонтологи нашли окаменелости множества животных, обитавших на планете около 330 миллионов лет назад. Тогда Шотландия лежала на экваторе, здесь росли пышные леса, активно работали вулканы. Здесь уже были обнаружены семь видов ранних позвоночных, теперь вот нашли восьмой. Ему дали научное имя Termonerpeton makrydactylus. Что в переводе означает "ползающий по краю и имеющий длинные пальцы". Размером этот термонерптерон был всего полметра, ходил он на коротеньких толстых лапках, пальцы на которых и вправду были необычно длинными. Специалисты считают, что этот вид относится к тетраподам - предкам наземных видов позвоночных.

Доктор Тимоти Смитсон (Timothy Smithson), сотрудник Кембриджского университета и один из авторов новой публикации, рассказал, что окаменелость находилась на дне озера. Но животное не жило в воде, оно обитало на берегу, но видимо, не всегда удачно общалось с водоемом. По какой-то причине термонептерон полез (или упал?) в воду, где и утонул. Интересно, что каких-то других животных или рыб в озере в то время, да и потом, не было. Хотя были найдены останки скорпионов, многоножек и существ, похожих на змей, которые тоже оказались на дне озера.

Пока есть только догадки: может все они сами падали в воду, а может их кто-то туда загонял. Гибли в воде все эти существа то ли от горячей воды, то ли от ее химического состава, то ли просто тупо утонули. Наш термонептерон очень напоминал ящерицу, хотя рептилией он не был. Длинными оказались четвертые пальцы на его лапах. И это интересно, поскольку добавляет новые данные об эволюции конечностей позвоночных животных, которая в то время искала оптимальное устройство лапок и ножек.

Строение конечностей термонептерона оказалось похожим на лапки современных ящериц. У них эти длинные пальцы помогают надежнее вцепляться в землю, какой бы она не оказалась - твердой породой, щебнем, галькой или песком. Очевидно, это было очень нужно и ископаемому существу, вынужденному спасаться от опасностей, улепетывая по пересеченной местности. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Вера Максимова, 18.04.2022 19:14