10 мрт

Кембрийский взрыв жизни отразился в алмазах

Швейцария

Взрывное появление новых форм жизни на Земле 541 миллион лет назад, так называемый кембрийский взрыв, изменило не только поверхность планеты. Происходящие перемены со временем достигли глубин мантии. Осадочные породы, обогащенные органическим материалом, в результате субдукции тектонических плит оказались погруженными глубоко в недра планеты. Группа швейцарских исследователей внимательно изучила кимберлиты - алмазосодержащие вулканические породы. В их структуре содержится информация о всем, что им пришлось пережить.

Большая часть геологов полагала, что состав углерода в алмазах остается неизменным сотни миллионов лет. Выяснилось, что это не так. Был определен изотопный состав в 144 образцах из 60 разных регионов мира. Специалисты нашли изменение в соотношении изотопов углерода около 250 миллионов лет назад. Это было время, когда осадочные породы с органикой периода кембрийского взрыва погружались в мантию. Биосфера претерпевала масштабные изменения разнообразия видов и массы живых организмов и это соответствующим образом меняло углеродный цикл.

Связь событий, происходивших на поверхности Земли, с теми процессами, которые протекали внутри нее, была подтверждена и изменениями содержания изотопов стронция и гафния в образцах. Разбросы их значений совпадали с углеродными и не оставляли сомнений в том, из-за чего менялся состав пород. По словам геохимика Андреа Джулиани из Цюрихского технологического института в Швейцарии, в данном случае речь не может идти о других причинах изменения углеродной подписи, вроде дегазации, так как тогда изотопы стронция и гафния не давали бы полную корреляцию с изотопами углерода.

Исследователи открывают все больше сценариев того, как углерод отбирается из атмосферы и после цикла преобразований возвращается в нее обратно. Одной из важных составляющих в этом процессе является переработка в недрах планеты тектонических плит. Известно, что в мантию проникает сравнительно небольшое количество осадочных пород. Кембрийские пласты туда попали. Это подтверждает догадку, что погрузившиеся в мантию субдукционные породы распределяются неравномерно. Специалисты надеются больше узнать о работе этой внутриземной "кухни". Исследование опубликовано в Science Advances.

Вера Максимова, 10.03.2022 16:43