10 сен

Состав Млечного Пути неоднороден

Швейцария

Существующие на сегодня теории полагали, что галактики образуются по определенным законам. Согласно ним, входящие в состав звездных систем компоненты должны быть хорошо перемешаны до однородного состояния. А именно: исходный межгалактический газ, богатый водородом и гелием, межзвездный газ самой галактики с примесями химических элементов и металлическая пыль, которой галактику снабжают звезды. Однородность состава собирались подтвердить своей работой исследователи из Женевского университета на примере Млечного Пути. В этот раз не путем математического моделирования, а прямыми наблюдениями. Но неожиданно результат оказался совсем не таким, как ожидали ученые.

Исследователи применили так называемый новый метод наблюдения полной металличности. Он заключался в одновременном наблюдении атмосфер двух с половиной десятков звезд при помощи орбитального телескопа Хаббл и наземного чилийского Very Large Telescope. По словам ведущего автора исследования Анналиса де Киа, это позволяет отследить общий состав газа и пыли по разным элементам, а после добавить к нему количество металлов в пыли. В итоге выяснилось, что состав Млечного Пути совсем неоднороден.

Так некоторые участки содержали металлов на порядок меньше, чем их содержится в атмосфере Солнца. Второй автор работы Йенс-Кристиан Крогагер считает полученные данные достаточно важными, чтобы говорить о необходимом пересмотре существующих моделей формирования и эволюции галактик. Исследование показало, что, как и предполагалось, металлы весьма важны для процессов образования звезд, межзвездной пыли, планет и молекул. Звезды и планеты могут формироваться из разных по составу газов. Но галактики нуждаются в подпитывании извне тем самым исходным газом, который пополняет их запасы в сырье и запускает формирование новых звезд.

Этот газ из межгалактической среды состоит из водорода и гелия, он не содержит примесей химических элементов, которые вырабатываются внутри галактики ее звездами. Статья исследователей опубликована в издании Nature.

Вера Максимова, 10.09.2021 18:50