04 сен

Вблизи Земли находится древняя звезда

НАСА

Исследователи заметили странный объект, находящийся вблизи Земли. На первый взгляд это, похоже, звезда, коричневый карлик, расстояние до которой поразительно невелико - каких-то полсотни световых лет. Но вроде бы и не карлик - очень странные у него характеристики. Объект получил название WISE 1534-1043 и специалисты теперь ломают голову, что это за странная штука? Есть предположение, что мы имеем дело с холодным коричневым карликом, в составе которого очень мало металлов.

Коричневые карлики - это звезды поздних классов, имеющие средние характеристики - как бы не звезда уже, но и не планета еще. В течение своей жизни звезды остывают и меняют светимость в разных длинах волн. У обнаруженного объекта светимость была непонятной, так как данные в разных длинах волн показывали неоднозначные результаты. Одни говорили о том, что объект холодный, другие показывают, что не такой уж и холодный. Как отмечает ведущий автор исследования доктор Дэви Кирпатрик из Калифорнийского технологического института, WISE 1534-1043 поразил специалистов своим нежеланием вписываться ни в какие существующие правила.

Его возраст вдвое превосходил средний возраст коричневых карликов, с которыми специалисты имели дело - от 10 до 13 миллиардов лет. Получается, он образовался во Вселенной, когда она сама была в начальной стадии своего формирования. Так к примеру возраст Млечного Пути составляет 13,6 миллиардов лет. Наблюдение карлика в инфракрасном диапазоне показало, что его скорость огромна - 800 тысяч километров в час. Это просто неприлично для коричневых карликов! Впрочем, за свою долгую и полную опасностей жизнь объект мог много раз сближаться с массивными звездами, гравитационные пинки которых могли разогнать его до такой скорости.

Спектральный состав WISE 1534-1043 показывает его принадлежность к очень древним коричневым карликам. Они формировались, когда в его галактике было очень мало углерода. Тогда, как и показывают данные, сейчас в нем мало метана. Соавтор исследования доктор Федерико Марокко говорил, что никак не ожидал встретить такого древнего обитателя Вселенной буквально "у нашего порога". Статья опубликована в Astrophysical Journal Letters.

Вера Максимова, 04.09.2021 18:33