16 июл

Падение Чиксулубского астероида подняло волну высотой 1,5 километра

Мексика, США

О падении на Землю астероида 66 миллионов лет назад, оставившего огромный кратер Чиксулуб в Мексиканском заливе, известно уже всем. Размеры его впечатляют - диаметр 180 километров при начальной глубине 17 - 20 километров. Некоторое время считалось, что именно это событие стало причиной исчезновения динозавров и дало шанс нашим предкам-млекопитающим. Однако последние исследования показали, что к прилету астероида дела динозавров уже некоторое время стремительно ухудшались. Почему - до конца не ясно, но факт установлен. Так что космический удар только окончательно подтолкнул их к пропасти.

Исследователи из Университета Луизианы обнаружили, что упавший десятикилометровый астероид поднял морскую волну высотой в полтора километра, которая плескалась в Мексиканском заливе, многократно отражаясь от берегов. Статья специалистов с полученными данными была опубликована в издании Earth & Planetary Science Letters, кроме того краткое сообщение есть в Science Alert. Исследователи проанализировали сейсмические изображения центральной области штата Луизиана и на глубине полторы тысячи метров нашли отпечатки гигантской ряби, которую оставила эта гигантская волна. Они вели по прямой к кратеру Чиксулуб полуострова Юкатан.

Длина волны ряби составляет шестьсот метров при средней высоте шестнадцать метров. Это наибольшая окаменевшая рябь, которая имеется у палеонтологов. Компьютерная модель показала, что подобную рябь должна была оставить волна, высотой в полторы тысячи метров, а породило ее землетрясение в одиннадцать баллов по шкале Рихтера. Результат катаклизма был ужасен - морских обитателей выбросило на сушу, а наземных смыло в море, пострадавшими были все. Гигантская волна металась несколько дней в заливе, много раз отражаясь от берегов и постепенно снижая силу и высоту.

Экосистема получила сокрушительный удар. Все, что не было уничтожено первым пришествием волны, методично и последовательно подчищалось последующими. Итогом стала смена климата, флоры и фауны. Впрочем, лично нам жаловаться не на что...