09 июн

Восстановлена история моря Паратетис

Нидерланды, Россия, Германия, Румыния

Самым большим морем в истории планеты ученые считают Паратетис. Иногда его даже называют океаном. Оно занимало всю территорию от Франции до Алтая во времена раннего кайнозоя, образовавшись тридцать четыре миллиона лет назад. Внутри него выступало множество небольших островков. А примерно десять - четырнадцать миллионов лет назад поднявшийся уровень воды в Паратетис затопил эти острова и стал сплошным водоемом, которое называют Сарматским морем. Но прошло некоторое время и около пяти миллионов лет назад море исчезло совсем.

Изучением его истории занялась международная группа экспертов из Утрехтского университета (Нидерланды), Геологического института Российской академии наук (Россия), Зенкенбергского центра исследований биоразнообразия и климата (Германия) и Бухарестского университета (Румыния). Их статья сейчас опубликована в журнале Scientific Reports. До этого исследования специалистам почти ничего не было известно об этом море. Но теперь установлено, что древнее море прошло четыре этапа эволюции, обусловленных изменениями климата. Из-за этого море вначале сократилось в размерах, а затем и вовсе исчезло. С ним навсегда исчезли и его уникальные обитатели.

А ведь в этом море водились даже киты! Это показало изучение окаменелостей, обнаруженных в районе Черного моря, и проведенное компьютерное моделирование. Выяснилось, что максимальное падение уровня воды в море произошло в период между 7,65 - 7,9 миллионов лет назад. В это время, которое специалистам известно, как Великая Херсонская засуха, уровень моря Паратетис упал на 250 метров. Море разделилось на группу озер. Новые условия, очевидно, не понравились многим морским обитателям и они стали вымирать. Но когда Паратетис был в расцвете своего могущества, запасы воды в нем превышали запасы всех современных озер на порядок.

Свой негативный вклад в исчезновение Паратетиса внесли и температурные колебания, и уменьшение количества осадков в Евразии, в период, когда леса стали сменяться открытыми пространствами.

Вера Максимова, 09.06.2021 16:27