22 апр

Подводные вулканы поставляют энергию и минералы в океан

Британия

Геологи из Британии впервые заинтересовались подводными вулканами, которые до сих пор как-то выпадали из поля зрения специалистов. Причины этому, конечно, были и весьма уважительные. Такие вулканы располагаются на дне океанов, где добраться до них очень непросто, соответствующих приборов пока нет и о времени своего извержения они не имеют привычки предупреждать вулканологов. Тем не менее, извержения подобных вулканов, располагающихся вблизи срединно-океанических хребтов и у островных дуг, где сталкиваются тектонические плиты, влияют на экосистемы Мирового океана, поставляя им микроэлементы и газ.

Специалисты наблюдали за подводным вулканом, который находится у западного побережья США, в хребте Хуана-де-Фуки. Здесь на дне Тихого океана находится кусочек древней тектонической плиты, которая заползает под Северо-Американскую плиту. Что сопровождается землетрясениями и активизацией вулканов. Извержения подводных вулканов приводят к образованию мегаплюмов - вертикальных струй горячей воды с выбросами лавы. Как рассказал один из авторов исследования, научный сотрудник Лидсского университета Сэм Пеглер, мегаплюм формируется всего за несколько часов.

Однако это не мешает ему разбрасывать частицы пепла и других продуктов извержения на несколько километров от места извержения. По приблизительным оценкам, за время извержения недра Земли выбрасывают до пары тераватт энергии, что сопоставимо с годовым потреблением промышленно развитой страны. Так же выяснилось, что большая часть мегаплюмов - это не просто нагретая морская вода. Это минерализованная геотермальная жидкость, которая изливается в океан. Сами мегаплюмы являются своеобразными каналами перекачки энергии недр планеты в Мировой океан.

Статью исследователей опубликовало издание Nature Communications. Специалисты надеются продолжить изучение подводных вулканов и определить частоту их извержений. Информация будет полезной океанологам и климатологам для оценки влияния подводных извержений на экосистемы Мирового океана и климат планеты.

Вера Максимова, 22.04.2021 16:28