10 апр

Описано образование и дальнейшая судьба космической воды

Нидерланды

Европейское космическое агентство более десяти лет назад отправило в космос инфракрасную обсерваторию Herschel, которая должна была помочь разобраться, как происходит образование воды в космическом пространстве и прояснить ее дальнейшую судьбу. Обсерватория работала всего четыре года, но собранная ею информация продолжает обрабатываться и изучаться вплоть до настоящего времени. Новый подобный аппарат будет выведен на орбиту лет через двадцать, не ранее. А сейчас подошло время первых публикаций полученных данных. Обзорную статью, написанную совместно с коллегами и обобщающую результаты работы обсерватории, опубликовала астроном из Лейденского университета Нидерландов Эвина ван Дисхук (Ewine van Dishoeck).

Как отмечают авторы работы, это наиболее полная информация о появлении воды в космосе и процессе ее последующего переноса не только в настоящее время, но и на ближайшие пару десятилетий. Статья была опубликована в научном журнале Astronomy & Astrophysics. Специалисты подробно рассказывают обо всех процессах, происходящих в космическом пространстве, в которых так или иначе участвует вода, в течение всей жизни звезды и различных ее трансформаций за это время. Ранее таких последовательных описаний в публикациях не появлялось.

Как отмечают исследователи, значительная часть космической воды образуется на поверхности крошечных частиц в газопылевых облаках в межзвездной среде, холодных и разреженных. Когда такое облако коллапсирует, участвуя в образовании звезд и планет, большая часть воды никуда не девается, а конденсируется на более крупных частицах, имеющих размеры в несколько сантиметров. Эти влажные комочки становятся своего рода строительными кирпичиками во вращающемся вокруг новой молодой звезды уплотнившемся пылевом диске. Из него затем будут формироваться планеты, которые войдут в состав ее семейства. Таким образом идет постепенный перенос воды из газопылевых облаков межзвездной среды к планетам, на которых, возможно, затем когда-нибудь в дальнейшем зародится жизнь.

Вера Максимова, 10.04.2021 20:53