30 дек

С самого начала сапиенсы отличались генетическим многообразием

Африка, США

Все современное человечество своими корнями уходит в четыре разные генетически популяции древних людей, обитавших в разных частях Африки. Гены по меньшей мере трех из них присутствуют у народов южных частей Центральной Африки и всех современных людей. Но в это же время присутствовала еще и четвертая группа, о которой неизвестно ничего и которая сильно отличалась своей ДНК от каждой из первых трех. Следы ее есть в геномах у нынешнего населения западной и восточной частей континента. Все четыре древние исходные популяции, жившие от 250 до 200 тысяч лет назад, сильно отличались генетически.

Эволюционные генетики Марк Липсон и Дэвид Райх из Гарвардской медицинской школы вместе с группой коллег обнаружили у данной четвертой группы следы генов гоминид, обитавших на Земле еще до появления нашего вида. Это пока единственные генетические данные об этой популяции, жившей к югу от Сахары. Генетический материал был выделен в детском захоронении, раскопанном еще в 90-х годах под нависающей скалой Шум Лака в Камеруне. Полученные данные подтверждают теорию об одновременном появлении ранних Homo sapiens в разных районах континента около 300 тысяч лет назад и последующем их активном смешении. Отчего и получилось такое генетическое разнообразие.

Впервые на неизвестную популяцию предков указал анализ ДНК, сделанный эволюционным генетиком Понтом Скоглундом из Института Фрэнсиса Крика в Лондоне. Эту ДНК теперь нашли у древних детей в захоронении, что подтверждало предыдущие результаты. При раскопках там же нашли каменные орудия и около двух десятков скелетов, преимущественно детских, с датировкой от 3 до 8 тысяч лет.

Генетика всех погребенных оказалась чрезвычайно разной. У двоих подростков, чьи останки покоились здесь же, в ДНК присутствовали следы четвертой группы. А у еще у одного геном и вовсе оказался уникальным - он обладал редким набором Y- хромосом, которые наследуются только по мужской линии и сейчас сохранились только у двух групп в западном Камеруне. Этому роду по мужской линии до 300 тысяч лет и он - самый древний из известных. Опубликовано в Nature.

Вера Максимова, 30.12.2020 20:23