24 ноя

Внутри Земли скрывается первичная магма

Австралия

Изучение алмазов, образовавшихся на огромных глубинах, подтвердило предположение о существовании где-то внутри Земли ограниченного объема первичной магмы, возраст которой как минимум 4 миллиарда лет. Геохимик Сьюзет Тиммерман (Suset Timmerman) из Австралийского национального университета уверена, что алмазы могут играть роль идеальной временной капсулы, сохраняя информацию об условиях своего образования. И это дает уникальный шанс получить данные о мантии планеты. Она находится ниже земной коры, но выше ядра, приборами ее нащупать не удается и как прикажете изучать это вещество, так ловко и надежно спрятанное от усилий ученых?

Одной из возможных лазеек и являются алмазы. Они образуются в той самой мантии и в результате вулканической деятельности иногда выносятся на поверхность. Если повезет. Не все алмазы одинаковы. Образовавшиеся на больших глубинах отличаются от тех, что возникли на малых. Идея использовать эти драгоценные камни появилась еще в конце прошлого века. Тогда вулканологи обратили внимание, что иногда лава может иметь необычное соотношение изотопов гелия. Подобное было обнаружено у самых старых метеоритов, когда-либо падавших на Землю. Возможно, где-то в глубинах планеты есть небольшой резервуар древнего вещества, которое каким-то образом сохранилось с тех времен, когда Земля была юной и до сих пор не было вынесено на поверхность извергающимися вулканами. Точнее выносится, но крайне редко и в ограниченном количестве.

Но доказательств наличия этого заповедного бассейна с первозданной магмой внутри Земли у специалистов не было. До тех пор, пока геологи не изучили повнимательней двадцать четыре глубинных алмаза. Внутри них специалисты обнаружили микропузырьки гелия. Они появились в результате какого-то столкновения Земли с космическим объектом, гипотез о которых тоже имеется предостаточно. Такие алмазы формируются на глубине 410 - 660 километров ниже уровня моря и исследователи могут попробовать вычислить расположение искомого бассейна первичной магмы. Статью исследователей опубликовал журнал Science.

Вера Максимова, 24.11.2020 19:46