06 ноя

Ирландцы нашли кусок Луны

Ирландия

Троянский астероид 101429 (1998 VF31), располагающийся на орбите Марса, может оказаться куском Луны, выброшенным с нее в результате столкновения. Об этом заявили специалисты из Обсерватории и планетария Арма (AOP) в Северной Ирландии. Их статья опубликована в журнале Icarus. Троянские астероиды представляют собой небольшие космические обломки вещества, пойманные крупными планетами и вращающиеся в поле действия их гравитации - в точках Лагранжа, в шестидесяти градусах перед планетой или за ней. В Солнечной системе открыто более семи с половиной тысяч таких астероидов и почти все они пойманы Юпитером. Однако Марс тоже прихватил себе девять штук.

Все троянцы Марса, за исключением одного, являются фрагментами астероида 5261 Эврики, который находится в этой группе. А вот 101429 - особенный. Исследование его спектра при помощи инструмента X-SHOOTER, находящегося на телескопе VLT Европейской южной обсерватории в Чили показало, что никакого отношения к семейству Эврики этот кусок не имеет. А имеет он, скорее всего, непосредственное и прямое отношение к Луне, на коренные породы которой и указывает спектр необычного троянца.

Участник исследования, астрохимик Галин Борисов (Galin Borisov) считает, что состав астероида идентичен породам внутренних областей кратеров и гор Луны. Он вполне может быть осколком древней лунной коры. Эту точку зрения разделяет ведущий автор работы Апостолос Христу (Apostolos Christou), поясняя, что на начальной стадии образования Солнечной системы планетезимали часто сталкивались и образующиеся обломки могли со временем оказаться в троянском поясе.

Однако исследователи не исключают и других вариантов объяснения. Необычный троянец может быть фрагментом какой-то области самого Марса. Или типичным астероидом, трансформировавшим свой состав под действием космических лучей. Для более точных выводов необходим тщательный спектральный анализ объекта более чувствительной аппаратурой. А возможно и прямое изучение троянского семейства Марса.

Вера Максимова, 06.11.2020 10:16