06 авг

Гаттерия оказалась родственником и рептилий, и млекопитающих

Австралия

Исследователи из Университета Аделаиды в Австралии нашли некое переходное звено, родственника одновременно и пресмыкающихся, и млекопитающих. Им оказалась гаттерия (туатара). Она и сейчас благополучно обитает в Новой Зеландии, несмотря на то, что появились эти ящерицы еще в триасовом периоде, двести пятьдесят миллионов лет назад. Специалисты расшифровали геном гаттерии, установили последовательность аминокислот ДНК и РНК и неожиданно обнаружили, что ящерицы имеют часть генома, связывающую их с рептилиями, а другую часть - с млекопитающими.

Результаты анализа достоверно показывали то, что геном гаттерии содержит в своем составе около четырех процентов "блуждающих" генов (транспозонов) - так называют участки ДНК, которые способны перемещаться и даже размножаться в пределах генома. Примерно десять процентов генов связывает гаттерию с утконосами и ехиднами и меньше процента - с млекопитающими. Такой вот пестрый коктейль в геноме живущей и ныне крупной ящерицы. Профессор Дэвид Адельсон (David Adelson) из Университета Аделаиды рассказывает, что специалисты были немало удивлены, получив результаты исследования. Никто и не думал о промежуточном варианте между пресмыкающимися и млекопитающими, однако геном ящерицы оказался причудливой комбинацией из частей генов представителей этих двух классов.

Гаттерии сейчас единственные животные, сохранившиеся до настоящего времени, из тех, что жили когда-то бок-о-бок с динозаврами, ловко уворачиваясь от их тяжелой поступи, загребущих лап и острых зубов. Вообще говоря, рептилии в процессе эволюции довольно рано обособились в отдельную ветвь от змей и ящериц, как раз около двухсот пятидесяти миллионов лет назад. На этом фоне весьма скромно смотрятся приматы, насчитывающие каких-то шестьдесят пять миллионов лет своей истории, не говоря уж о гоминидах, наших предках - те и вовсе появились около шести миллионов лет назад. Статья исследователей с полученными результатами анализа генома гаттерии опубликована в издании Nature.

Вера Максимова, 06.08.2020 21:37