28 мая

Причиной девонского вымирания было излучение

Великобритания

Исследователи из Саутгемптонского университета изучили образцы горных пород, взятых в Восточной Гренландии из отложений, сформированных существовавшим некогда там большим озером и в Андах, возле озера Титикака. В этих пробах специалисты обнаружили споры растений девонского периода. Тогда около 360 миллионов лет назад случилась массовая гибель флоры и фауны, которая в то время была чисто водной. Что же, в истории Земли такие печальные события время от времени происходили, каждый раз выводя жизнь на новый уровень.

Но если специалистами было установлено, что причиной вымирания 252 миллиона лет назад, когда исчезли звероящеры и на биологической арене появились динозавры, было извержение сибирских траппов, а потом 65 миллионов лет назад падение метеорита уничтожило в свою очередь и ужасных ящеров, открыв дорогу млекопитающим, то с девонским случаем все пребывало во мраке. Однако споры из отложений древних водоемов рассказали о произошедшем.

Споры были уродливыми. Они сплошь покрыты странными выростами и имеют темные пятна на стенках. Такая реакция обычно бывает на жесткое излучение, повреждающее ДНК. Это указывает на то, что планета подвергалась мощному ультрафиолетовому облучению. Очевидно, что-то разрушило озоновый слой. А произойти подобное могло в том случае, когда с окончанием периода оледенения потепление наступало слишком быстро. В верхние слои атмосферы попадали фторуглероды, которые и истончали озоновый слой. Жесткие лучи нещадно поливали Землю сотни тысяч лет...

Погибла большая часть растений и обитателей водоемов. В частности исчезли панцирные рыбы, уступив место для костистых рыб и акул, которые живут и сейчас. Наши предки, пребывавшие тогда в состоянии рыб, начали задумываться о переходе от плавания к ползанию, перепрофилируя плавники в примитивные лапки. Когда озоновый слой восстановился и ультрафиолетовое излучение вернулось к нормальному уровню, они стали переселяться на сушу. Статья исследователей появилась в журнале Science Advances.

Вера Максимова, 28.05.2020 12:11