30 апр

Хищные одноклеточные объединялись многоклеточный организм

Россия

Команда исследователей из Института биологии внутренних вод имени И. Д. Папанина Российской академии наук обнаружила в пресноводных прудах и озерцах Чили и Вьетнама необычных хищных одноклеточных из группы заднежгутиковых. Это оказались новые виды Syssomonas multiformis, Pigoraptor vietnamica и Pigoraptor chileana. Эти одноклеточные весьма необычны по своему образу жизни и способу питания. Их наблюдали в лабораторных условиях и выяснили, что они переносят температуру от 5 до 40 градусов Цельсия, щелочную среду (ph 6 - 11) и соленость воды до 0,04%.

Казалось бы, и что такого, многие микроорганизмы экстремалы. Но эти одноклеточные, перемещающиеся при помощи жгутика, на некотором этапе своей жизни объединяются путем слипания в многоклеточное образование, которое дает им возможность совместно охотиться на куда более крупную добычу и совместно поедать ее. А один из микробов Syssomonas multiformis и вовсе умеет вскрывать рисовые зерна и готовить себе эдакий рисовый суп, выделяя в воду необходимые ферменты для усвоения крахмала.

Все, что увидели исследователи, хорошо укладывается в одну из наиболее разработанных гипотез происхождения многоклеточных, автором которой являлся доктор биологических наук, профессор Алексей Алексеевич Захваткин - теории синзооспоры. Согласно ей, многоклеточные животные могли появиться в результате слипания клеток разной специализации, существовавших на определенном этапе жизни одноклеточного предка. Собственно то, что и обнаружили теперь исследователи.

Слипаясь в единое сообщество, такие одноклеточные начинают сообща охотиться на крупную добычу и получать более обильное питание, которое идет на пользу всей агрегации. Усваивая больше питательных веществ, эти одноклеточные могут себе позволить многократное деление, так, что в дальнейшем объединение уже увеличивается не за счет присоединения новых "членов", а за счет деления уже входящих в него. Это является важным моментом в появлении многоклеточных организмов. Статья опубликована в издании BMC Biology.

Вера Максимова, 30.04.2020 18:40