26 апр

В песке морских пляжей живет куча беспозвоночных

Россия

Неожиданно оказалось, что даже на самом отдаленном необитаемом острове, лежащем вдали от цивилизации, сидя на прибрежном песке, человек не может побыть в одиночестве! В этом песке обитают миллионы микроскопических, до одного миллиметра размером, беспозвоночных, о существовании многих из которых не подозревали даже специалисты. И толпы туристов безжалостно их вытаптывают! Хотя даже не догадываются об этом в силу своей эгоцентричности. Или просто из-за того, что наше зрение не фиксирует такие мелкие существа.

Статья исследователей из Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова опубликована в журнале Communications Biology. Столь неожиданный результат показал проведенный анализ ДНК-проб, взятых с пляжей острова Азинара в Средиземном море. Оказалось, что в чистом песке пляжа живет бесчисленное количество мелких беспозвоночных и все они, на удивление, разные. К примеру, на площади в несколько квадратных сантиметров вполне комфортно устроились сотни штук этой мелкоты, представляющие десятки видов.

Исследователи обнаружили около 200 видов беспозвоночных, из которых 80 ученым встретились впервые. В добавок были установлены более 640 условных видов, среди которых тоже много новых. Как рассказал один из авторов исследования, ведущий научный сотрудник кафедры зоологии беспозвоночных МГУ, кандидат биологических наук Вячеслав Николаевич Иваненко, биологи работали почти как криминалисты. Аналогичные методы уже использовались при изучении бактерий, а с беспозвоночными было сложнее.

Сложность в том, что при получении ДНК таким образом, сами организмы уже не подлежат изучению под микроскопом. К тому же чувствительность аппаратуры не всегда позволяет уверенно различать виды. Тем не менее, специалисты считают, что даже при ограниченном количестве людей на пляжах, число беспозвоночных на нем уменьшается. Как полагают сами исследователи, хорошо было бы оставить некоторые пляжи или отдельные их участки заповедными. Пусть бы там резвились беспозвоночные малютки.

Вера Максимова, 26.04.2020 13:45