10 апр

Последних звероящеров уничтожили подводные вулканы

Италия

Геолог из Падуанского университета Манфредо Каприоло и его коллеги утверждают, что к массовой гибели живых организмов к конце триасового - начале юрского периода около 200 миллионов лет назад привела активизация вулканов. По сведениям палеонтологов, тогда было уничтожено до 35% морских видов животных, среди которых целые классы хордовых и морских беспозвоночных. На суше потери оказались еще больше - около 42%, в числе которых все еще остававшиеся в это время звероящеры, а с ними и целые отряды амфибий и крокодилов.

Гипотезы о причинах произошедшего традиционны: падение астероида или кометы, климатические изменения, тектоника Земли. Однако больше всего подозрений вызывало совпавшее с этим массовым вымиранием образование так называемой Центрально-Атлантической магматической провинции. Магматическими провинциями называют протяженные базальтовые плато на дне океана, которые образуются при обширных подводных извержениях за небольшой, по геологическим меркам, временной интервал. В данном случае магмой было залито свыше 10 миллионов квадратных километров.

Геологи установили точный возраст застывшей лавы этой провинции и оказалось, что он как раз соответствует началу триас-юрского массового вымирания. Был проведен анализ проб, взятых в США, Канаде, Марокко и Португалии. Интерес исследователей вызывали газовые пузырьки в застывшей пористой лаве. Они содержали летучие газы, в числе которых присутствовали углекислый газ, водяной пар и сера, которые влияют на климат Земли. При этом в 10% пузырьков находился практически чистый углекислый газ, что составило целый процент от общей массы излившейся лавы. А это очень много!

Мало того, что эти газы тут же попадали в атмосферу, так еще и извергающаяся магма состояла из минералов, которые очень просто выделяют углекислоту и остальные парниковые газы при нагревании. По расчетам специалистов, даже одно столь дружное извержение вулканов привело бы к сильному глобальному потеплению. На самом деле такие извержения шли целыми сериями... В атмосфере тогда оказалось 100 триллионов тонн углекислого газа, что и стало причиной гибели животных. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Вера Максимова, 10.04.2020 13:57