17 мрт

В ранней Вселенной было полно черных дыр

Италия

Вопрос происхождения Вселенной и ранние этапы ее формирования по-прежнему вызывают много споров. Как выяснилось, в первые девятьсот миллионов лет лет существования молодой Вселенной она была полна массивных чёрных дыр. Эти монстры, окружённые дисками из раскалённого газа и пыли, с удовольствием поглощали материю, выбрасывая при этом иногда мощные световые пучки субатомных частиц (джеты). Заметить с Земли их можно только в одном случае - если луч направлен прямо на нас. Джеты выстреливали в произвольных направлениях и тот факт, что астрофизики заметили один из них свидетельствует о том, что таких объектов было очень много. Так как в противном случае вероятность направления джета от одного такого объекта точно к Земле была бы крайне мала.

Такие массивные образования специалисты называют блазарами. Недавно был замечен древнейший их них, возрастом порядка двенадцати миллиардов лет. Обнаруженный гигант в миллиард раз массивнее нашего Солнца. И он до сих пор виден. Но только при помощи радиотелескопа. Хотя светит он по-прежнему ярко. А это позволяет считать, что прекрасно сохранился не один он.

С таким предположением выступила один из авторов исследования, докторант Итальянского национального института в области астрофизики Сильвия Белладитта (Silvia Belladitta). По разработанной исследователями теории, позднее блазары стали активными центрами крупных галактик. Они превратились в их ядра. Ранее специалисты обнаружили первое свидетельство существования древних сверхмассивных чёрных дыр в активных ядрах галактик RL AGN. Они образовались в конце тёмного периода, когда стали формироваться звезды и галактики. Теоретически блазаров-ядер галактик должно быть множество, просто они бьют своими лучами в разных направлениях и потому нам не видны.

Выдвинутую гипотезу еще предстоит проверить. Если предположение исследователей подтвердится, то в модели Вселенной придётся пересмотреть некоторые детали. Роль ранних сверхмассивных чёрных дыр окажется значительно более существенной, чем считалось до сих пор.

Вера Максимова, 17.03.2020 00:34