14 мрт

Ученые выяснили, где искать микрочастицы Тунгусского метеорита

Россия

События, произошедшие в июне 1908 года в районе реки Подкаменная Тунгуска в Восточной Сибири, до сих пор не дают покоя ученым и являются предметом различных спекуляций сторонников теорий заговора. Современные исследователи считают, что все произошедшее тогда в сибирской тайге было вызвано взрывом космического тела над поверхностью Земли. Специалисты из Института ядерной физики имени Г.И. Будкера, Института геологии и минералогии имени В.С. Соболева, Института биофизики и Государственного природного заповедника "Тунгусский" ведут поиски следов события, стараясь разобраться в произошедшем тогда.

Самого метеорита, равно как и его обломков, до сих пор найти никому не удалось, однако ученые рассчитывают обнаружить микрочастицы космического тела, которые образовались при взрыве. Внимание исследователей привлекло озеро Заповедное. Оно не входит в зону Тунгусской катастрофы, но поверхностные стоки и река Лакура несут свои отложения именно сюда. Озеро глубокое, на дне толстый слой илистых отложений, которые расположены послойно. Именно они и заинтересовали ученых.

Пробы донных отложений показали, что темные слои ила пересекает более светлая полоса, толщина которой от пяти до восьми миллиметров. Это осадок, образовавшийся в 1908 - 1910 годах. Он хранит свидетельства пожаров и выброса в атмосферу земного и космического вещества, что указывает на взрыв большой силы. Белесая полоса осадка оказалась богата калием, титаном, рубидием, иттрием, цирконием. Все свидетельствует о происшедшей космической катастрофе.

Исследователи собираются найти микрочастицы взорвавшегося объекта, применив рентгенофлуоресцентный анализ с использованием синхротронного излучения. Сегодня ученые считают, что космическое тело взорвалось на высоте 8 - 9 километров. Взрывная волна устремилась в разные стороны. Шедшая вертикально вниз, не тронула деревья в эпицентре, только обрубила их ветки. А та, что направлялась радиально от центра, устроила известный вывал леса. Теперь, когда определено местонахождение микрочастиц космического объекта, вести поиски будет несколько проще. Материалы работы опубликованы в издании Известия Российской академии наук.

Вера Максимова, 14.03.2020 20:34