25 фев

Миллиард лет назад водоросли уже были многоклеточными

Китай

Ученые из Политехнического университета Виргинии обнаружили на территории Северного Китая в районе Наньфень горную породу возрастом миллиард лет, в которой при ближайшем рассмотрении была найдена окаменевшая зеленая водоросль. Ей дали название Proterocladus antiquus. До этого самым древним представителем этой формы жизни считалась подобная находка, возраст которой был оценен в 800 тысяч лет. В таком случае первые примитивные формы зеленых водорослей должны были появиться как раз около миллиарда лет назад.

Новая находка, которая относится к сифонокладовым водорослям, заставляет пересмотреть время появления таких форм жизни. И дело здесь в следующем. Найденный экземпляр оказался в лучшей сохранности, чем предыдущий и специалисты смогли его хорошенько рассмотреть под микроскопом. Оказалось, что это весьма сложный организм, имеющий ветвистое многоклеточное тело (таллом) высота которого достигает трех миллиметров. Он имеет разные по строению клетки. Наряду с типичными вытянутыми, исследователи увидели и необычные овальные с толстой стенкой. Полагают, что это могут быть своеобразные дремлющие клетки, которые, как своего рода запасной парашют, предназначены для выживания в случае наступления ухудшения условий окружающей среды.

Но если столь сложные формы этих водорослей уже существовали миллиард лет назад, то их примитивные виды должны были появиться гораздо раньше. Ранние формы зеленых водорослей должны были быть одноклеточными. Сложность в том, что обычные методы молекулярного и палеонтологического датирования в случае водорослей дают большую погрешность - в несколько миллионов лет. А потому имевшаяся оценка была приблизительной.

Появление водорослей стало точкой отсчета формирования современных форм жизни. А потому установление времени этого события является важной задачей. Специалисты ожидают, что следующие находки помогут определить, какие виды водорослей преобладали в древнем океане и принимали активное участие в создании земной атмосферы. Исследование опубликовано в издании Nature Ecology & Evolution.

Вера Максимова, 25.02.2020 18:58