21 фев

Общий предок неандертальцев и денисовцев тесно общался с эректусом

США

Родословная человека и его кузенов просто поражает невероятными хитросплетениями. Вот и теперь, сравнив структуру генома неандертальцев и денисовцев, палеогенетики установили, что, во-первых, у них был общий предок, который покинул Африку примерно 800 тысяч лет назад, то есть они родня. Их ветки разошлись на эволюционном древе Homo примерно 700 тысяч лет назад. А во-вторых, около 750 тысяч лет назад этот общий предок имел тесные контакты с архаичной популяцией гоминид, в свою очередь отделившейся от древа человечества 2 миллиона лет назад. Такие выводы сделаны в статье профессора Алана Роджерса (Alan Rogers) и его коллег из Университета штата Юта в Солк-Лейк-Сити, появившейся в журнале Science Advances.

Впрочем, не все антропологи согласились с этими цифрами. Некоторые считают, что в расчеты времени разделения денисовцев и неандертальцев вкралась ошибка из-за маленькой численности древних групп людей. Палеогенетики сравнили общие и отличающиеся участки в ДНК этих двух видов людей и современных европейцев и африканцев. У неандертальцев и денисовцев выявлено много общих мутаций, которых нет у современных людей. Частота общих и редких мутаций позволяет обнаружить присутствие в геномах неандертальцев и денисовцев следы популяции архаичного человека, далеко отстоящего от известных представителей Homo генетически.

Этими очень древними людьми по-видимому были Homo erectus, численность их популяции могла составлять от двадцати до пятидесяти тысяч особей. Останки самых поздних представителей этого вида обнаружили в Дманиси (Грузия) в конце 90-х годов. Как считают исследователи, эти прямоходящие гоминиды еще длительное время жили на территории Евразии. По крайней мере они встречали последующие волны своих родственников - переселенцев из Африки, в частности, предка неандертальцев и денисовцев и имели общее с ними потомство. Очевидно, как впоследствии и эти виды древних людей, эректусы постепенно были вытеснены и растворились во вновь прибывающих группах очередных видов людей.

Вера Максимова, 21.02.2020 17:21