31 янв

У африканцев тоже нашлись неандертальские гены

США

Ученые давно объявили, что жители всех континентов, за исключением африканского, в своем геноме имеют около 2% генов неандертальцев. Из этого делался вывод, что сапиенсы имели близкие контакты со своими кузенами-неандертальцами после того, как покинули родную Африку и отправились в Европу и далее. А вот те аборигены, которые оставались дома, таких встреч не имели, так как были географически отделены от популяции европейских неандертальцев. Хотя и не совсем понятно, если из Африки человек мог мигрировать, причем неоднократно, то что мешало неандертальцам пройти этим же путем в обратную сторону?

Ученые из Пристонского университета разработали новую методику работы с генетическим материалом, которая к их большому удивлению выявила присутствие неандертальской ДНК в геномах африканцев. Результаты исследования опубликованы в издании Cell. Группа специалистов, возглавляемая Джошуа Аки (Joshua Akey) создала новую программу компьютерного анализа геномов, чувствительность которой оказалась гораздо выше общепринятой методики с использованием понятия "эталонной популяции".

Их метод IBDmix (идентичности по происхождению) базировался на том, что совпадение участков ДНК у двух человек является признаком наличия у них общего предка. А длина совпадающего участка говорит о давности этого события. Это позволяет не только обнаружить гены неандертальцев в геномах африканцев, но и уверенно различать последовательности, обретенные от контактов 500-тысячелетней давности от тех, которые были получены 50 тысяч лет назад.

В результате выяснилось, что жители Африки не являются исключением и у них тоже был неандертальский предок. Но только вот у всех азиатов и европейцев присутствуют гены как ранних, так и поздних неандертальцев, а у африканцев - только ранних. По словам соавтора работы Лу Чена (Lu Chen) из Института интерактивной геномики при Пристонском университете, полученные данные являются открытием. По всей видимости, обратная миграция европейских неандертальцев в Африку все-таки была, может только в ранний период.

Вера Максимова, 31.01.2020 16:16