21 янв

Магнитное поле возникло у Земли практически сразу

США

Пять лет назад геологи изучавшие образцы пород, взятые в Австралии и содержащих кристаллы циркона, обнаружили доказательства того, что магнитное поле появилось у нашей планеты появилось значительно раньше, чем думали. По меньшей мере 4,2 миллиарда лет назад оно уже было. По мнению исследователей, его появление было связано с ударом астероида, вследствие чего была сформирована Луна. В ядро Земли тогда попали расплавы некоторых химических соединений, в частности оксид магния. Потоки металлов и запустили магнитное поле.

Все это показал анализ кристаллов циркона из пород Пилабарского щита. Это крошечные кристаллы минералов, выдерживающие высокую температуру и давление, которые сохраняются в магматических породах. Таким образом они являются хранителями информации о древней земной коре и континентах. Именно в этих кристаллах, образовавшихся 4,2 миллиарда лет назад, профессор геологии Джон Тардуно и его коллеги из Рочестерского университета нашли следы древнего магнитного поля Земли.

Однако научное сообщество настроено было скептически. У него были возражения по физическому состоянию кристаллов. Их заподозрили в наличие микротрещин, в которые могла просочиться вода. И тогда полученные данные ставились под вопрос. Исследование провели повторно. Но теперь специалисты в том же месте отобрали такие пробы, к кристаллам в которых никаких претензий не было. Их изучили на том же оборудовании теми же методами. Результаты получились такими же - 4,2 миллиарда лет назад Земля уже красовалась укутанной в магнитное поле.

Причем, оказалось, что то, первозданное поле, было гораздо сильнее современного. Что удивило специалистов. Возможно, так произошло из-за встречного движения потоков различных расплавов, одни из которых опускались к ядру, а другие всплывали к поверхностным слоям. Немного остывшее ядро остановило это движение и магнитное поле резко уменьшилось. Современного значения оно достигло 565 миллионов лет назад, когда внутреннее ядро затвердело и его стали обтекать жидкие металлы. Опубликовано в PNAS.

Вера Максимова, 21.01.2020 17:19