17 янв

Асгардский организм оказался переходной формой

Япония

Специалисты делят формы жизни на три области. Первая - одноклеточные бактерии без ядра и мембран, двигающиеся при помощи жгутиков. Вторая - эукариоты, организмы у которых уже есть ядро и мембраны. К ним относятся водоросли, растения, животные, в том числе и мы. Третья область занята археями, собственно - ни то, ни сё. В целом они напоминают бактерий, но имеют отличия. В частности, у них другое деление, РНК и стенки клетки сделаны из другого вещества. Проблема в том, что связь между этими областями просматривалась весьма призрачная, если просматривалась вообще. Но некоторую надежду давала отдельная группа архей, названная Асгард (Asgard archaea). Оказалось, что ее представители имеют геномные характеристики, родственные с эукариотами.

В 2006 году японские исследователи взяли пробы осадочного материала в Нанкайском прогибе с глубины в 2,5 километра. Исследование продолжалось в общей сложности 12 лет. Из осадка удалось выделить организм из тех же Асгардов, которому дали название Prometheoarchaeum syntrophicum. Его вырастили в лаборатории и ученые впервые могли наблюдать живую ископаемую форму жизни, пытаясь понять, каким образом происходили решающие перемены в переходе от простых клеток к сложным.

Выращенная прометеоархея представляла собой круглую клетку, диаметром около 500 нанометров. Она снабжена длинными ветвящимися щупальцами. В ходе исследования выяснилось, что это существо растет только в компании двух других микроорганизмов - археона Methanogenium и бактерии Halodesulfovibrio. Они имеют с прометеоархеей синтрофные отношения, когда рост их зависит от того, чем питается партнер. Более того, прометеоархея захватывала и поглощала напарников, которые поселялись внутри ее щупалец и вся компания чувствовала себя превосходно.

Специалисты из Национального института передовых промышленных наук и технологий AIST полагают, что археи Асгарда являлись переходной формой жизни от простых клеток к сложным. С появлением на Земле кислорода они могли переключиться на другие бактерии, потреблявшие его и таким образом стать эукариотами, обзаведясь ядром. Опубликовано в издании Nature.

Вера Максимова, 17.01.2020 12:36