26 окт

К Солнцу кометы проникают через звездные врата

США

Кометы и астероиды, время от времени посещающие Солнце, постоянно находятся на окраинах Солнечной системы в поясе Койпера или в дальнем космосе, подобно недавно открытой межзвездной комете 2I/Borisov. В самой Солнечной системе кроме главного пояса астероидов и пояса Койпера существует еще место между орбитами Юпитера и Сатурна, где находятся астероиды и кометы, занимающие среднее положение по своим характеристикам между обитателями этих поясов. Их называют кентаврами. Очень часто они заходят во внутреннюю часть Солнечной системы и становятся короткопериодическими кометами семейства Юпитера (JFC). Некоторые из них были исследованы земными аппаратами, например комета 67P/Churyumov-Gerasimenko, изученная аппаратом Rosetta.

Исследователи из университета Центральной Флориды, возглавляемые Галом Саридом (Gal Sarid), разработали компьютерную симуляцию орбиты астероидов и комет, направляющихся от окраин к центру Солнечной системы. Пройдя через зону действия планет-гигантов, они вначале становятся кентаврами, а потом кометами JFC. Для примера была выбрана траектория кометы 29P/Schwassmann-Wachmann 1 (SW1), обнаруженной в 1927 году. Ее параметры укладываются посередине между кентаврами и JFC.

Как заявил один из авторов работы Уолтер Харрис (Walter Harris), оказалось, что примерно пятая часть всех комет в какой-то момент своей эволюции имеют орбиту, подобную SW1. Кроме того, практически все они проходят некоторую область между Юпитером и Сатурном, которая фокусирует их траекторию, направляя во внутренние области Солнечной системы. Подобно "звездным вратам". Как раз там сейчас находится SW1.

Эти врата кометы проходят достаточно быстро - всего за какие-нибудь несколько тысяч лет. Если учесть размеры ворот и скорость комет, их должно быть не меньше тысячи. Но специалисты пока знают о половине из них. Выводы компьютерного моделирования подтвердились результатами наблюдений. Материалы работы появились в статье на страницах журнала The Astrophysical Journal Letters.

Вера Максимова, 26.10.2019 18:24