26 авг

Бактерии включились в борьбу с потеплением

Англия

Всем, кто хотя бы раз был на море, знаком его характерный запах. Вдыхая его, ощущаешь присутствие морской воды, йода, сохнущих на солнце водорослей... Химики Вам скажут, что такой удивительный "букет" в некоторой степени обусловлен присутствием диметилсульфида (ДМС) - вещества, которое выделяют микроскопические организмы, обитающие в планктоне. Он образуется из диметилсульфонопропионата (ДМСФ), который помогает этим крошкам выравнивать давление внутри своих клеток. Аромат ДМС притягивает животных, питающихся планктоном.

Но на воздухе это вещество сразу окисляется и превращается в другое, молекулы которого содержат серу. Волны и ветер создают из него мельчайшие капли. Они подхватываются потоками воздуха и поднимаются ввысь. В облаках капли аэрозоля с серой становятся дополнительными центрами конденсации. Облака становятся более плотными и лучше прикрывают поверхность Земли от жгучих солнечных лучей, способствуя ее охлаждению.

Специалисты из Университета восточной Англии, опубликовавшие статью в журнале Nature Microbiology, указали, что исследуемому ними явлению современные теории практически не уделяют внимания, а потому эффект от дополнительного поступления серы в облака учтен в гораздо меньшей степени, чем он того заслуживает. И совершенно напрасно. Долгое время считалось, что ДМСФ и ДМС вырабатывают исключительно планктонные водоросли, производящие их до 7 миллиардов тонн в год. Теперь Джонатан Д. Тодд с коллегами установили, что эти молекулы производят еще и бактерии, обитающие в осадочных породах вдоль побережья и на дне.

Специалисты изучили пробы осадка и обнаружили повышенное (в тысячи раз) содержание ДМСФ по сравнению с морской водой. Исследователи утверждают, что в одном грамме осадка живут сотни миллионов усердно вырабатывающих эти молекулы бактерий. И их влияние на оборот ДМС и ДМСФ ни одна теория совершенно не замечает. А между тем их вклад в общее дело борьбы с климатическими изменениями весьма вероятно окажется достаточно существенным.

Вера Максимова, 26.08.2019 15:32