25 апр

Астероиды разбивают лунную кору

США

На поверхности нашего естественного спутника есть много различных образований - странные сухие моря, кратеры, горы, эскарпы. Но и в глубине таится немало сюрпризов. Поверхностный слой лунной коры оказался сильно растрескавшимся. Все 4,3 миллиарда лет ее существования (по крайней мере так считают ученые) Луну нещадно бомбят астероиды - крупные и не очень. Прикрыться бедняжке нечем - атмосферы у нее нет. А потому космические камни, траектория которых пересекает орбиту спутника Земли, благополучно достигают ее поверхности и падают, оставляя воронки. Но если бы только на поверхности. Как установили исследователи, каждый удар сопровождается образованием трещин, нередко уходящих в глубины Луны на расстояние до пары десятков километров.

Как сообщил ведущий автор исследования Шон Уиггинс (Sean Wiggins), специалисты обнаружили, что поверхностный слой лунной коры, так называемый мегареголит, достаточно хрупок и при сильных ударах образует глубинные трещины. Это подтверждают и данные, полученные проектом GRAIL (Gravity Recovery and Interion Laboratory). В рамках проекта работают два идентичных космических аппарата, запущенных к Луне восемь лет назад. Их задачей было составление карты гравитационного поля земного спутника.

Оказалось, что плотность лунной коры значительно меньше, чем показывали расчетные данные. Исследователи считают, что давние и систематические падения космических обломков провоцировало образование все новых и новых трещин в глубинных слоях коры. Это усиливало ее пористость и приводило к уменьшению плотности. Специалисты разработали особую модель, которая показала, что падение на поверхность Луны валуна диаметром в один километр вызовет образование трещин, возможно доходящих до глубины 20 километров. При ударе астероида диаметром в десять километров, глубина образующихся трещин не изменится, но они разбегутся в стороны от кратера на расстояние порядка трехсот километров. Материалы исследования были опубликованы в издании Journal of Geophysical Research: Planets.

Вера Максимова, 25.04.2019 18:08