14 фев

Жизнь научилась двигаться в раннем возрасте

Франция, Великобритания

Многоклеточные организмы открыли для себя движение лет эдак 570 миллионов тому назад и с той поры все стали ползать, плавать, ходить, бегать и летать - в зависимости от необходимости. Так считалось еще недавно. Но находки окаменелостей в Западной Африке заставляют пересмотреть подобные представления. Группа ученых из Франции и Великобритании обнаружила в сланцевых породах следы многоклеточных организмов, обитавших на планете 2,1 миллиарда лет назад и они уже передвигались. Находка хорошо соотносится с недавним открытием, что многоклеточные организмы появились на Земле не 600 миллионов лет назад, а около 2 миллиардов.

Французские исследователи взяли образцы горных пород в Габоне, в районе города Франсвиль. Там выходят на поверхность древние отложения и находятся месторождения разных руд. В них-то и нашли окаменелости, содержащие следы древних многоклеточных организмов, обитавших когда-то на мелководье морей, где в воде присутствовал кислород. Подробное изучение окаменелостей показало, что на них присутствуют следы, оставленные этими организмами, а значит, они уже умели передвигаться.

Исследователи провели серию различных анализов, включая рентгеновскую компьютерную томографию, которая помогла восстановить внешний вид этих существ. Они напоминали слизней, в длину достигая 17 сантиметров и около 6 миллиметров в диаметре. Значительную часть своей жизни они проводили на тех участках прибрежной зоны, где было достаточно кислорода и пищи. В поисках такой среды они и перемещались.

Специалисты полагают, что такой организм чем-то был похож на колонию амёб, которые собрались вместе и двигаются единым целым, выискивая более комфортные условия. Интересно, что рядом с этими древними слизняками нашли и следы микробных биопленок - возможно именно их искали существа - как источник кислорода и питательных веществ. Пока эксперты не могут сказать, были эти организмы чьими-то предками из ныне живущих или являлись просто "черновиками" эволюции. Статья авторов вышла в журнале PNAS.

Вера Максимова, 14.02.2019 16:16