22 янв

А обезьяны мутируют быстрее

Дания, Испания

Для изучения истории разделения родственных видов живых существ, так сказать появления новых ветвей на общем древе, обычно используют данные о частоте накопления мутаций. По этому показателю можно судить о времени, которое требуется для приобретения мутаций, отличающих группы между собой. В такой работе специалисты сравнивают геномы родителей и детей и выявляют количество мутаций, появившихся за одно поколение. Разделив на годы жизни, получим требуемую величину - число мутаций за год. Согласно полученным ранее данным, в среднем, у каждого человека за год появляется одна мутация, которая, возможно, унаследуется потомством.

Кстати, ни о каком гендерном равноправии в этом законе жизни не идет и речи - на долю отца приходится в среднем 2,51 мутации у потомства, мать же отдаст лишь 0,78 своих. Такие расчеты обычно используют в дальнейшем в молекулярной систематике. Зная частоту мутаций и сравнив геномы близких видов, можно определить, как давно разошлись их эволюционные пути. Подсчитали, что люди распрощались с шимпанзе 15 миллионов лет назад, с гориллами - еще 19 миллионов лет назад, а с орангутанами и вовсе 35 миллионов лет назад. Вроде бы все хорошо, за исключением того, что палеонтологи - против.

Они утверждают, что их данные свидетельствуют, что орангутанов и людей разделяет менее 20 миллионов лет. Так, что извините - ошибочка у вас. Ее-то и стали искать испанские и датские генетики. Их статья появилась в последнем номере журнала Nature Ecology & Evolution. Углубившись в расчеты, исследователи с удивлением действительно обнаружили ошибку - частота мутаций всех трех видов родственных нам обезьян оказалась в 3 раза больше, чем у человека. Каким-то странным образом, после того, как человек слез, так сказать, с общего эволюционного ствола с ними, он стал мутировать медленней.

И тогда все укладывается в свидетельства палеонтологов - от шимпанзе мы ушли 6,6 миллионов лет назад, от горилл - 9,1 миллион лет назад, а от орангутанов - 15,9 миллионов лет назад. Пока не понятно, с чем может быть связано это замедление мутирования. Ученые туманно говорят о том, что может быть тут как-то важна большая продолжительность нашей жизни, или более позднее взросление, но признают, что трехкратное замедление этим не объяснить.

Вера Максимова, 22.01.2019 20:36