06 янв

Муравьи первыми предложили дружбу деревьям

США

Как известно, многие растения и насекомые образуют дружеские союзы, которые выгодны обоим. К примеру, деревья и муравьи. Деревья любезно предоставляют своим шестилапым приятелям сок, иногда появляющийся прямо на стволах и листьях, мякоть плодов и полые колючки, из которых несложно соорудить отличное жилье. Взамен шустрые квартиранты уничтожают насекомых-вредителей дерева и помогают разносить семена. Века совместного проживания позволили обоим сторонам лучше приспособиться друг к другу.

Исследователи из Филдовского музея естественной истории в Чикаго, Мэтью Нильсен (Matthew Nelsen) и его коллеги, заинтересовались вопросом: с чего все началось? Кто из друзей первым сделал шаг и обнаружил несомненную выгоду, которую можно извлечь из тесного сотрудничества с представителем другого мира? Деревья ли стали приманивать муравьев сладким соком для большего распространения своих семян или муравьи сами открыли для себя неожиданный источник пищи, а потом уж деревья оценили их потенциал - сказать сложно. Отношения уходят началом в мезозойскую эру и прямых свидетельств как там все было практически не осталось.

Но исследователи не стали искать легких путей и углубились в дебри генетики. Они изучили геномы более полутора тысяч видов муравьев и свыше десяти тысяч видов растений. Специалисты искали в ДНК мутации, которые шаг за шагом двигали союзников навстречу друг другу, создавая признаки, необходимые для симбиоза. Результаты своего расследования ученые изложили в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Как удалось установить, первые шаги проделали муравьи. Они взобрались на деревья с лесной подстилки и неожиданно открыли для себя все прелести жизни в трех измерениях. Приятным бонусом стало обретение ними новых охотничьих угодий. Сок и мякоть листьев и плодов муравьи, разумеется, тоже оценили по достоинству. Так и повелось. Растения тоже не упустили шанс удержать маленьких помощников и со временем стали производить больше питательных продуктов для них. Окончательно союз оформился в кайнозое, когда муравьи стали селиться на деревьях, перенеся туда свои гнезда.

Вера Максимова, 06.01.2019 15:45